N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2012 год к 2009 году (процентов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Поголовье коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство | голов | 27400 | 26000 | 46300 | 37500 | 136,9 |
поголовье коров молочного направления в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство | 11935 | 11525 | 16780 | 17155 | 143,7 | ||
2. | Производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство | тыс. тонн | 67,2 | 62,3 | 63,7 | 69,7 | 103,7 |
3. | Выручка от реализации молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство | тыс. рублей | 967700 | 897100 | 917300 | 1003700 | 103,7 |
4. | Прирост выручки от реализации молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство | тыс. рублей | - | - | 20200 | 86400 | в 3 раза |
Темпы роста потребления населением Волгоградской области молока пока не обеспечивают рациональный уровень питания. Потребление молока и молочных продуктов в пересчете на молоко по отношению к рекомендуемой рациональной норме их потребления (340 кг/год/чел.) в Волгоградской области составляет 58 процентов. Недостающее количество молочной продукции ввозится из других регионов Российской Федерации (Саратовской, Пензенской области, Чувашской Республики).
Для удовлетворения спроса населения в молоке за счет производства его в области предполагается на основе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих развитие молочного скотоводства. К ним относятся: сельскохозяйственные организации, включая вновь зарегистрированные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся молочным скотоводством и (или) строительством животноводческих объектов для разведения молочного скотоводства.
Для развития молочного скотоводства Волгоградская область располагает всеми необходимыми условиями:
наличие естественных пастбищ и сенокосов;
наличие практического опыта ведения молочного скотоводства в природно-климатических условиях Волгоградской области;
наличие ресурсов поголовья скота молочных пород для формирования новых молочных ферм.
Негативные тенденции, произошедшие в отраслях животноводства, вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, высокая доля ввозимой продукции, отсутствие эффективных систем их регулирования отрицательно сказались на развитии молочного скотоводства.
Основными причинами медленного развития отрасли являются:
низкие темпы технологической модернизации и обновления основных производственных фондов;
низкий уровень воспроизводства стада крупного рогатого скота в области;
низкая обеспеченность в финансовых и инвестиционных ресурсах сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для решения проблемы устойчивого наращивания темпов развития молочного скотоводства необходимо формирование специализированных молочных ферм и комплексов, опирающихся на передовые технологии и достижения селекционной науки.
В последние годы на территории Волгоградской области реализованы проекты по строительству, реконструкции и модернизации объектов сельскохозяйственного комплекса. Примером может послужить К(Ф)Х Александра Соловьева, ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Донское", СПК имени Кирова.
В перспективе на территории региона планируется приступить к реализации крупных инвестиционных проектов по строительству молочно-товарных ферм на 3000 и 1200 голов крупного рогатого скота, инициаторами которых являются ООО "Агро-Плюс" и ОАО "Шуруповское".
(абзац введен приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 10)
Анализ состояния молочного скотоводства в области показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем и технологическим оборудованием несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей области из-за высокой стоимости строительных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 10)
Ограничивающими факторами, влияющими на развитие отрасли, являются также отсталая инфраструктура сельских поселений, низкий уровень информированности сельского населения о мерах государственной поддержки.
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства Волгоградской области на 2013 - 2015 годы" направлена на достижение цели развития молочного скотоводства, что является частью полномочий министерства сельского хозяйства Волгоградской области по проведению государственной аграрной политики на территории Волгоградской области и развитию сельских территорий.
В Волгоградской области создана система обеспечения комплексной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии со Схемами территориального планирования Волгоградской области, утвержденными нормативными правовыми актами Волгоградской области, инвестиционными проектами в сфере агропромышленного комплекса, имеющими социально-экономическое значение для развития Волгоградской области, и реализуемая на территории Волгоградской области в рамках государственных (ведомственных) целевых программ (приложение 1).
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 10)
В рамках реализации мероприятий государственных программ предусматривается оказание государственной поддержки на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и областного бюджета на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
(абзац введен приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 10)