Согласно действующему законодательству существуют три способа предотвращения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду: обезвреживание, утилизация (5 процентов) и захоронение отходов (95 процентов).
Наиболее используемый способ в Российской Федерации - захоронение отходов. Данный способ выбирается отходообразователем прежде всего из-за преимущественно самой низкой стоимости.
В настоящее время существуют три основные стратегии обращения с отходами:
- топливно-энергетическая стратегия, к которой относятся сжигание отходов с получением тепла и электроэнергии, пиролиз и газификация;
- сырьевая стратегия, включающая в себя селективный сбор утильных фракций ТКО, сортировку их на промышленных комплексах с получением вторичного сырья для производства;
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
- биотехнологическая стратегия, включающая в себя анаэробное и аэробное компостирование отходов с получением компоста и биогаза, экологически чистое захоронение отходов на полигонах ТКО, а также получение биоэтанола.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Более подробный анализ существующих технологий по переработке отходов по методике определения наилучших доступных технологий приведен в приложении к Стратегии.
Учитывая географическое положение и климатические особенности Волгоградской области, плотность и среднюю доходность населения, сравнительные характеристики данных технологий позволяют сделать вывод о том, что наиболее приемлемой к применению на территории Волгоградской области является сырьевая стратегия обращения с отходами.
Вместе с тем в ходе анализа определено, что все технологии состоят из сортировки отходов с последующей переработкой вторсырья и захоронением неутилизируемой части отходов на полигоне ТКО.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
Учитывая составляющие перерабатывающих производств, а также направления государственной политики в данной сфере, создание объектов инфраструктуры обращения с ТКО в регионе целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)