Действующий

Об утверждении комплексной стратегии развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области на период до 2020 года (с изменениями на 27 августа 2018 года)



1.3. Формирование критериев оценки рассматриваемых вариантов обращения с отходами


В настоящее время все технологии мусоропереработки в полной мере не окупают себя даже с учетом продажи полезных побочных продуктов переработки. Поэтому тарифы, покрывающие эксплуатацию деятельности по утилизации ТКО в Волгоградской области, устанавливаются на основе нормативной рентабельности затрат по модели "затраты+" и не имеют независимой внешней (рыночной) оценки. В условиях такой организации деятельности по утилизации отходов для оценки эффективности новых технологий весьма сложно использовать абсолютные проектные показатели эффективности, характерные для рентабельных технологий, эксплуатируемых в целях получения коммерческого эффекта - такие как Чистый Приведенный Доход (NPV). Такие показатели имеют смысл, во-первых, когда размер поступающих доходов не поставлен в прямую зависимость от производимых затрат (что характерно для модели "затраты+"), и, во-вторых, когда имеются конкретные предварительные проекты по эксплуатации объектов, учитывающие сочетание технологий, их совместное размещение на одной территории. С экономической точки зрения особенно важно первое обстоятельство, поскольку нормативное решение об установке тарифов на использование соответствующих технологий и будет формировать величину NPV, т.е. когда положительная величина рентабельности в модели "затраты+" обычно будет приводить к положительному эффекту по NPV (с точностью до учета рентабельности инвестированного капитала), и чем больше устанавливаемая рентабельность затрат, тем больше будет коммерческий эффект NPV для инвестора.


(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)


Таким образом, учитывая экономическую нецелесообразность абсолютных критериев эффекта типа NPV в данном случае, интегральный критерий оценки эффективности технологий должен уделять ключевое значение затратным показателям как с коммерческой, так и с общественно-экологической размерностью. Такой критерий известен и находился в широкой практике инвестиционной оценки и инфраструктурного проектирования с 1950-х годов.


В соответствии с данным критерием из нескольких проектов выбирается проект, удовлетворяющий следующему условию:




где С - текущие годовые затраты, К - капитальные вложения,


r - коэффициент отдачи/капитализации или норма эффективности капитальных вложений.


На основе анализа критерия такого типа выбирается вариант, минимизирующий коммерческие и общественные затраты для достижения выбранной цели. Показатель rK называется "приведенными капитальными затратами", а в общем критерий такого плана можно называть "приведенными коммерческими (или общественными) затратами".


Как правило, критерий приведенных общественных затрат является расширенным случаем критерия коммерческих затрат, учитывающим поверх прочих коммерческих элементов различные социально-экологические экстерналии (значимые для общества факторы, не имеющие коммерческого оборота или прямой рыночной оценки).


В рамках проводимой оценки эффективности технологии в коммерческом компоненте критерия учитываются различные операционные и капитальные расходы по технологиям. Но поскольку каждая из технологий имеет свою установленную максимальную целевую мощность обработки отходов, то для обеспечения единой базы сравнения технологий по целевому критерию - переработки 1 тонны ТКО - все учитываемые расходы приводятся также к удельной размерности - руб./1 т перерабатываемых отходов по разным технологиям ТКО.


(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)


Применение такого удельного критерия приведенных коммерческих и общественных затрат хорошо зарекомендовало себя в рамках оценки эффективности технологий обращения с ТКО. Он используется как основополагающий критерий по обращению с ТКО в европейской практике (Справочник НТД "Методологии оценки наилучших технологий в аспектах из комплексного воздействия на окружающую среду и экологической целесообразности их внедрения").


(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)


В данный критерий эффективности имеется также возможность заключения фактора надежности технологий, что реализуется за счет корректировки показателя максимальной мощности переработки отходов (или, что то же самое, удельных показателей капиталовложений, эксплуатационных затрат и пр.) по технологии на коэффициент надежности технологий. Последний коэффициент отражает потенциал технологии работать бесперебойно с нормативом выработки 8000 часов в год (к примеру, коэффициент 80% означает, что в силу, например, поломок технология может эксплуатироваться на полной мощности лишь 80% времени от 8000 нормативных часов работы или с загрузкой лишь на 80% от рабочей максимальной в течение всего нормативного времени). Показатель надежности такого плана будет учитываться в проводимых расчетах.