Утилизация большинства видов отходов, к сожалению, в настоящее время нерентабельна, за исключением некоторых, например, металлов. Вместе с тем на территории Российской Федерации отсутствуют требования по ресурсосбережению, а также система мотивации к его применению. И, соответственно, на сегодняшний день при принятии решения властями по целесообразности создания системы по вовлечению отходов во вторичное использование на своих территориях учитывается, что этот процесс либо повлечет поднятие тарифа для населения, либо придется субсидировать данное направление из бюджета, что достаточно обременительно для многих регионов при их дефицитных бюджетах.
В результате теряется огромное количество потенциального вторичного сырья, и при захоронении отходов в полном объеме их образования из оборота выводятся значительные территории.
Учитывая вышеизложенное, на государственном уровне было принято решение по стимулированию ресурсосбережения.
Для внедрения и стимулирования переработки отходов приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 утверждена комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Российской Федерации, а с целью ее реализации принят Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Конструкция, которая в них представлена, содержит концептуальные предложения по порядку начисления, взимания, возмещения экологического сбора, который должен собираться с производителей и импортеров товаров, а также по порядку распределения данных средств.
Учитывая, что нагрузка по ресурсосбережению ляжет на население, так как в составе стоимости товара будет находиться составляющая экологического сбора, возможно направление данных экологических средств на субсидирование сортировки и переработки в составе тарифа за утилизацию отходов.
В сегодняшней сложной экономической ситуации следует обращать особое внимание на эффективность расходования собираемых экологических сборов. Очень важно, чтобы при формировании рабочих документов по исполнению законодательства все составляющие способствовали достижению поставленной задачи - максимально возможного ресурсосбережения при наименее возможных объемах сборов. При этом следует стимулировать всех участников рынка к применению эффективных подходов по своему направлению, не допуская существенного увеличения стоимости товаров, то есть чем эффективней подходы (оптимальное решение, при котором учитываются экологичность, вовлекаемость, минимальная капиталоемкость при подготовке вторичного сырья для дальнейшего использования, а также применение грамотной логистики при размещении объектов подготовки вторсырья, и его потребителей), тем меньше размер экологического сбора и, соответственно, меньше увеличение стоимости товаров после внедрения экосбора.
Для реализации Стратегии требуется четкое выполнение задачи ресурсосбережения.
В настоящее время перерабатывается не более 10 процентов отсортированных на объектах сбора отходов ТКО. Из-за отсутствия рынка сбыта оставшиеся объемы подвергаются захоронению здесь же, на полигоне, иными словами, деньги закапываются, а проблема так и остается нерешенной. При существующей технологической отсталости инфраструктуры обращения с ТКО такой подход полностью искореняет саму идею их сортировки. Чтобы преодолеть это положение, следует стремиться к модели, которая будет стимулировать применение прежде всего эффективных отечественных методов переработки отходов.
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
В рамках создания объектов инфраструктуры обращения с ТКО третьего этапа при выборе той или иной технологии по ресурсосбережению в регионе основными показателями ее эффективности следует определять:
(в ред. приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 10.03.2016 N 202)
- экологичность (min показатель загрязнения окружающей среды);
- возобновляемость ресурсов (в рублях, процентах);
- технологическая доступность (min капиталоемкость).