Действующий

Об утверждении комплексной стратегии развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области на период до 2020 года (с изменениями на 27 августа 2018 года)



Технология переработки отходов в этанол


Одним из направлений анаэробной биотермической переработки отходов является получение этанола.


Биоэтанол - это жидкое спиртовое топливо (C2H5OH), которое производится путем ферментации из сельскохозяйственной продукции, содержащей крахмал или сахар, например, из кукурузы, зерновых или сахарного тростника. Такой биоэтанол относится к биотопливу первого поколения. В отличие от спирта, из которого производятся алкогольные напитки, топливный этанол не содержит воды и производится укороченной дистилляцией (две ректификационные колонны вместо пяти), поэтому содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для питья. Он считается важной составляющей бензина и высоко ценится благодаря содержанию кислорода и высокому октановому числу (как у бензина марки Аи-108).


В России источником получения растительной биомассы для получения этанола на сегодняшний день является зерно злаковых, причем могут быть использованы низкосортные высокопродуктивные технические сорта зерна, непродовольственное фуражное зерно, а также морозобойное или поврежденное болезнями зерно. На сегодняшний день в России заявлено о строительстве нескольких заводов по производству топливного биоэтанола. Однако пока производить биоэтанол российским производителям невыгодно. Себестоимость производства литра спирта составляет 18 - 20 рублей, но он облагается акцизом на спиртосодержащую продукцию в размере 159 рублей за литр.


Кроме того, Россия обладает всеми необходимыми мощностями для производства топливного этанола по гидролизной технологии. Этанол в России выпускается по нескольким нормативно-техническим документам: ГОСТ 18300 и ТУ 242-117-00151727-98.


На базе технологий гидролиза растительной биомассы в 30 - 70 гг. прошлого столетия в СССР была создана гидролизная промышленность (более 40 гидролизных и биохимических заводов), где в качестве сырья использовались в том числе некоторые виды отходов пищевой продукции.


В настоящее время в России имеются свободные мощности по производству этилового спирта в объеме 250 тыс. т/год, в том числе половина - из возобновляемых источников. На сегодняшний день Россия - единственная страна в мире, которая обладает многолетним промышленным опытом, позволяющим получать этанол по гидролизным технологиям.


В нашей стране сложилась уникальная ситуация, которая позволит достаточно быстро обеспечить топливную промышленность высокоэффективными оксигенами на базе технического этилового спирта с использованием действующих мощностей гидролизных заводов.


Нормативно-техническая документация на топливную добавку разработана и зарегистрирована в Минэкономразвития. С 01.07.2002 введен ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН-228-99), предусматривающий выпуск автомобильных бензинов, содержащих до 5% спирта. Разработан и утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 52201-2004 "Топливо моторное этанольное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием".


(в ред. приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 27.08.2018 N 1818)


В настоящее время суммарные производственные мощности по выпуску топливной добавки на основе этилового спирта составляют в России 140 тыс. т/год, что соответствует 2800 тыс. т экологически чистого автомобильного бензина. Существующая технология, наличие квалифицированных рабочих кадров и организация производства на гидролизных заводах позволяет без значительных дополнительных затрат осуществлять выпуск топливных добавок на основе производимой ими продукции - этилового спирта.


Увеличение цены спирта и ужесточение режима его потребления (квотирование, лицензирование, специальные разрешения на поставку и т.д.) для технических целей резко снижает объемы сбыта и ведет к сворачиванию производства, что, в свою очередь, неизбежно приводит к росту себестоимости. Буквально единицы предприятий в этих условиях сохраняют рентабельное производство и держатся на плаву.


К настоящему времени в нашей стране сложилась ситуация, приведшая к появлению невостребованных (избыточных) мощностей производства технического этилового спирта (включая гидролизный и синтетический), что может привести к негативным последствиям социального характера. Перевод большей части спиртовых производств на выпуск топливного этанола обеспечит полную загрузку производственных мощностей, что также решит социальную проблему в отрасли и на прилегающих территориях.


В Минпромэнерго РФ решили перепрофилировать заводы, производящие гидролизный этиловый спирт, в производящие добавки к моторному топливу. В этой связи Минпромэнерго РФ был подписан приказ N 302 от 14 ноября 2005 г. "Об образовании межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопроса о перепрофилировании заводов, производящих этиловый спирт гидролизный из непищевого сырья, на производство добавок к моторному топливу".


Одним из факторов, сдерживающих применение этанола в топливе, является его стоимость, которая по сравнению со стоимостью традиционного топлива достаточно высока (в 2 - 3 раза дороже бензина).