Развитие индустрии туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Благодаря его развитию создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, повышается уровень образования, совершенствуется система медицинского обслуживания населения, внедряются новые средства распространения информации и др.
Кроме того, развитие туризма оказывает стимулирующее действие на различные секторы экономики (транспорт, связь, торговлю, сельское хозяйство и т.п.), способствует увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Туризм сочетает в себе функции рекреации и культурного развития, а потому присутствует в любом обществе и сопутствует любой деятельности на определенном этапе ее развития (как потребитель ряда услуг и продуктов, как сфера, обеспечивающая восстановление трудовых функций работающего населения и пр.).
Индустрия путешествий и туризма является сегодня одним из крупнейших в мире источников обеспечения занятости, доходов от экспорта и ключевым двигателем экономического роста и развития, прямо или косвенно обеспечивая в настоящее время приблизительно 3 - 5 процентов мирового ВВП, а также мирового экспорта услуг.
Данные анализа Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) в 2011 году, показывают, что количество иностранных туристов, побывавших в России в 2011 году на 21 процент превышает аналогичный показатель 2010 года и составляет 24 миллиона иностранных туристов. В итоге Россия по количеству принятых туристов оказалась на 13 месте в мировом рейтинге.
Международный туризм продолжает восстанавливаться после кризиса, в результате которого в 2009 году число туристских прибытий сократилось на 4,2 процента. В 2011 году число международных туристских прибытий возросло более чем на 4 процента и составило 981 миллион по сравнению с 940 миллионами в 2010 году. UNWTO прогнозирует продолжение роста международного туризма в 2012 году, хотя и более медленными темпами. Ожидается, что число прибытий возрастет на 3 - 4 процента и к концу года будет преодолена историческая отметка в один миллиард.
Впервые в истории доходы мировой экономики за счет международного туризма в 2011 году перешли рубеж в 1 триллион долларов, превысив на 3,8 процента показатель 2010 года. Добавив 196 миллиардов долларов, полученных в сфере международных пассажирских перевозок, общая сумма экспортных поступлений от международного туризма в прошлом году составила 1,2 триллиона долларов.
Согласно оценкам общий вклад индустрии путешествий и туризма в обеспечение занятости, включая косвенно поддерживаемые рабочие места, составляет 7 - 8 процентов. А это означает, что индустрия туризма является важным участником глобальной программы развития и играет уникальную роль в формировании динамичного, устойчивого и сбалансированного глобального роста.
По информации Федерального агентства по туризму, на основе данных РОССТАТа внутренний турпоток в России в 2011 году составил 33,3 млн. человек. По экспертной оценке в 2012 году внутренний турпоток возрастет на 4 процента и составит порядка 34,6 млн. человек.
Динамика въездного туристского потока (с учетом бизнес-туризма) свидетельствует по предварительной оценке о его росте в 2011 году на 10 процентов по сравнению с 2010 годом. Однако число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма пока невелико и составило в 2011 году только 2,3 миллиона поездок.
Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 11 процентов и составил 14 миллионов человек. По данным РОССТАТа от 1 июня сего года: количество российских граждан, выехавших за рубеж в 1 квартале 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилось на 12 процентов.
Сегодня можно отметить следующие тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации:
активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;
развитие наиболее перспективных видов туризма;
усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне;
активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.
Рассматривая структуру внутреннего российского турпотока отчетливо видно, что наибольшей популярностью среди наших граждан пользуется пляжный отдых (38 процентов). Поездки с культурно-познавательными целями выбирают 20 процентов туристов.
В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны.
Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций.
Статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого "зрелого" сегмента туристского рынка.
Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др.
Эти тенденции учтены при формировании Стратегии.