(с изменениями на 23 ноября 2022 года)
(в ред. Постановлений Губернатора Астраханской области от 07.04.2010 N 118, от 20.12.2011 N 493, от 31.01.2014 N 6, от 14.07.2021 N 69, от 23.11.2022 N 153)
В целях реализации Закона Астраханской области от 20.02.2009 N 7/2009-ОЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Астраханской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69)
2. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(в ред. Постановлений Губернатора Астраханской области от 07.04.2010 N 118, от 20.12.2011 N 493, от 31.01.2014 N 6, от 14.07.2021 N 69, от 23.11.2022 N 153)
1.1. Настоящий Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок) разработан в соответствии с Законом Астраханской области от 20.02.2009 N 7/2009-ОЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Астраханской области" и определяет процедуру проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, в том числе оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан), включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Астраханской области (далее - муниципальные правовые акты).
(п. 1.1 в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69)
1.2. Правовая экспертиза муниципальных правовых актов осуществляется в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Астраханской области и уставу соответствующего муниципального образования Астраханской области (далее - законодательство).
(в ред. Постановлений Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6, от 14.07.2021 N 69)
1.3. Правовая экспертиза муниципальных правовых актов проводится в срок не более 45 рабочих дней со дня включения муниципального правового акта в регистр муниципальных нормативных правовых актов Астраханской области (далее - регистр). При необходимости срок может быть продлен заместителем руководителя администрации Губернатора Астраханской области - начальником государственно-правового управления администрации Губернатора Астраханской области, но не более чем на 10 рабочих дней.
(в ред. Постановлений Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6, от 14.07.2021 N 69)
1.4. В целях проведения дополнительного анализа содержащихся в муниципальном правовом акте норм в области градостроительной деятельности, противодействия коррупции, бюджетных, жилищных, земельных, лесных, водных отношений государственно-правовое управление администрации Губернатора Астраханской области может направлять письменные запросы по муниципальным правовым актам в исполнительные органы Астраханской области согласно установленной сфере их деятельности и предмету правового регулирования муниципального правового акта не позднее 14 рабочих дней со дня включения муниципального правового акта в регистр.
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 23.11.2022 N 153)
Исполнительные органы Астраханской области подготавливают ответы на запросы по муниципальным правовым актам и направляют их в государственно-правовое управление администрации Губернатора Астраханской области для подготовки экспертного заключения о соответствии (несоответствии) муниципального правового акта законодательству не позднее 14 рабочих дней со дня поступления запроса в исполнительные органы Астраханской области.
(п. 1.4 введен Постановлением Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69; в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 23.11.2022 N 153)
2.1. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке вида муниципального правового акта, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления (далее - орган), принявшего (издавшего) муниципальный правовой акт, содержащихся в нем норм на соответствие требованиям законодательства, а также порядка его принятия (издания) и опубликования.
(п. 2.1 в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
2.2. Правовая экспертиза не проводится в отношении:
- решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);
- отмененных (признанных утратившими силу) муниципальных правовых актов;
- муниципальных правовых актов, имеющих срочный характер действия;
- муниципальных правовых актов, срок действия которых истек.
(п. 2.2 в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69)
2.3. При поступлении муниципального правового акта, вносящего изменение нормативного характера в основной (первоначальный) муниципальный правовой акт, проводится правовая экспертиза основного (первоначального) муниципального правового акта с учетом внесенных изменений.
В случае если к основному (первоначальному) муниципальному правовому акту с учетом внесенных изменений не имеется дополнительных сведений о его противоречии законодательству, в регистре содержится запись, что данный муниципальный правовой акт "соответствует федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации и уставу муниципального образования".
(п. 2.3 в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 14.07.2021 N 69)
2.4. При проведении правовой экспертизы муниципального правового акта, признающего утратившим силу другой муниципальный правовой акт, оценивается компетенция органа, его принявшего (издавшего), а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены муниципального правового акта.
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
2.5. При проведении правовой экспертизы устанавливается следующее:
во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным актом законодательства) принят (издан) муниципальный правовой акт;
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие (издание), основаниям, указанным в законодательстве, а также в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающих соответствующие правоотношения, и иных органов судебной власти Российской Федерации.
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
2.6. В ходе правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального правового акта, то есть наличие набора реквизитов, вид муниципального правового акта, правильность использования юридической терминологии.
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
Муниципальный правовой акт должен иметь следующие элементы:
соответствующий вид муниципального правового акта;
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
наименование органа, принявшего (издавшего) муниципальный правовой акт;
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
наименование муниципального правового акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального правового акта;
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
дату принятия (подписания) муниципального правового акта;
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 31.01.2014 N 6)
номер муниципального правового акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный правовой акт;
дату (срок) и порядок вступления в силу.
2.7. При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном правовом акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепринятое значение;