Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 9



Инвестиционные проекты в нефтехимии на территории Астраханской области

Проект

Возможные инвесторы

Объем инвестиций

Эффект от реализации

Создание комплекса по производству полиэтилена мощностью до 500 тыс. т/год

ОАО "Сибур-Холдинг", ОАО "Газпром"

55.3 млрд. руб.

- развитие сопутствующих отраслей: производство полиэтиленовой продукции, труб, пластмасс хозяйственного назначения;

- создание новых рабочих мест (4 - 5 тыс. человек с учетом сопутствующих производств)

Создание аммиачно-карбамидного комплекса

Совместное предприятие с ТОО "ЕврАзХим" (Казахстан)

45.000 млрд. руб.

- аммиак 680 тыс. тонн в год;

- карбамид 1.2 млн. тонн в год;

- новые рабочие места свыше 600 рабочих мест и 1500 рабочих мест в сервисных организациях;

- развитие сопутствующих отраслей промышленности


Источник: Правительство Астраханской области


В будущем возможен перенос в Каспийский регион химических мощностей по производству продуктов переработки углеводородного сырья из развитых стран (тенденция переноса мощностей в регионы, обладающие основными производственными ресурсами, является общемировой). Наиболее оптимальной для размещения производств является площадка рядом с крупными транспортными узлами в непосредственной близости от экспортных рынков и в точках, удобных для подключения к газопроводам. С этой точки зрения Астраханская область может разместить на своей территории производство, где может перерабатываться высокосернистое углеводородное сырье (при этом необходимо учитывать и возможную конкуренцию со стороны других стран макрорегиона). В среднесрочной перспективе возможна реализация проекта индустриального парка со специализацией на нефтегазохимии. Наиболее перспективной площадкой для размещения парка представляется территория Красноярского или Наримановского районов.


3. Решение проблемы квалифицированных кадров для отрасли. Содействие в формировании профильных вузов в рамках крупнейших корпораций, работающих в регионе. Организация профильных институтов (факультетов, кафедр) на базе региональных вузов. Повышение качества подготовки специалистов для отрасли со средним и начальным профессиональным образованием.


Развитие судостроительного комплекса в Астраханской области


Становление ведущим на Юге страны производственным звеном российского судостроительного кластера со специализацией на выпуске судов для освоения углеводородных ресурсов как российской, так и зарубежной части шельфа Каспийского моря, площадкой модернизации транспортных судов и рыболовецкого флота для Волго-Каспийского бассейна. В долгосрочной перспективе Астраханская область претендует на формирование самостоятельного, полноценного ядра в судостроительной отрасли страны путем достройки проектной, научно-технологической и образовательной составляющей регионального судостроительного кластера.


Долгосрочные цели Правительства Астраханской области по развитию судостроения:


1. Рост объемов выпуска за счет укрепления существующей специализации и выхода на новые сегменты рынка. В последние годы судостроительные предприятия Астраханской области ориентировались на единственный сегмент - строительство шельфовых платформ. Производство технических объектов для разработки шельфовых месторождений, строительство нефтегазодобывающих платформ - та ниша специализации, которую необходимо сохранить и закрепить, поскольку в этой сфере уже достигнуты определенные успехи. Однако с целью минимизации конъюнктурных рисков в ближайшее время необходима диверсификация проектной линейки, обеспечение выхода астраханских предприятий на растущие сегменты рынка, среди которых: торговый флот на Каспии, который ожидает (с учетом возможного переноса проектов на 3 - 4 года) в ближайшие 5 - 7 лет существенное обновление и расширение; некоторые сегменты европейского рынка, испытывающие рост даже в период затяжного кризиса (суда, обеспечивающие портовые работы, буксиры, спасательные суда, сухогрузы дедвейтом до 10 тыс. тонн и пр.); заказы крупных судовладельцев - ОАО "Совкомфлот", "Волго-Балтийская компания"; государственные заказы.