Перспективные функции Астрахани, приоритетные меры и проекты по их реализации
Перспективная функция | Политика, позволяющая реализовать функцию | Проектные решения |
Центр России на Каспии. Центр управления разработкой ресурсов Северного Каспия (управление, научно-технологическое обслуживание, сервисные услуги и пр.) | 1. Привлечение в город главных офисов, филиалов и представительств мировых и национальных корпораций в области обеспечения нефтегазодобычи. 2. Проведение экономических, культурных и других мероприятий международного уровня. 3. Формирование (привлечение) штаб-квартир, офисов, международных политических организаций (в частности, департаментов организации каспийского экономического сотрудничества, в случае их создания). 4. Развитие сферы высокотехнологичных дорогостоящих услуг (деловые, медицинские технологические и пр.). 5. Доведение качества и сети полетов аэропорта Астрахань до уровня международного авиаузла. 6. Поддержка инфраструктуры туризма (гостиницы различных классов, в т.ч. элитные) | Деловой центр, культурно-развлекательный центр, выставочно-ярмарочный комплекс |
Производственная и транспортно-логистическая функции (приоритетами в промышленности для города являются развитие машиностроения и пищевой промышленности) | 1. Кластерная политика. Привлечение производств в сектор нефтегазового оборудования и пищевой промышленности. 2. Редевелопмент промышленных территорий и формирование новых индустриальных и логистических площадей | Индустриальный парк. Бизнес-индустриальный парк. Сеть логистических центров |
Инновационно-технологическая и образовательная функция (практико-ориентированные инновации в отраслях специализации) | 1. Привлечение исследовательских департаментов ведущих мировых и российских нефтегазовых компаний. 2. Содействие инновационно-технологическому развитию университетов города | Инженерная школа. Технопарк в нефтегазовой сфере. Сеть бизнес-инкубаторов в агропромышленном комплексе, рыбной промышленности, строительстве |
Средовая (город как среда для жизни) | 1. Развитие малого бизнеса (в секторах общественного питания, услуги, специализированная торговля, сувениры и т.д.). 2. Благоустройство города, решение проблем ЖКХ, модернизация линий городского транспорта и пр. 3. Развитие социальной инфраструктуры. 4. Жилищная политика (ликвидация ветхого и аварийного жилья и пр.). 5. Насыщение публичными объектами, дефицитными с этой точки зрения спальных микрорайонов. 6. Повышение безопасности | Публичные пространства (парки, площади и т.д.). Торговые и торгово-развлекательные центры (включая отдельные торговые улицы и кварталы премиум класса). Объекты культуры, спорта и т.д. Программа развития системы общественного питания. Программа ресурсосбережения. Программа модернизации линий городского транспорта |
Источник: Центр стратегических разработок "Северо-Запад"
3.2. Обеспечение высокой плотности городских услуг. Это поддержит конкурентоспособность приоритетных отраслей специализации (туризм, нефтегазовый сектор и пр.), а также обеспечит привлекательность города для квалифицированных кадров и финансовых ресурсов.
3.3. Развитие современных видов деятельности, таких, как управление, создание высокотехнологичных инновационных продуктов и т.д.
3.4. Выбор и реализация системы приоритетных объектов, закрепляющих значение города на Юге страны и в рамках Каспийского региона. Реализация этих проектов должна быть направлена на формирование новых ядер городской экономики, которые будут являться ключевыми точками сборки городского пространства, определять его территориальную организацию (транспортные и пассажирские потоки, стоимость земли и пр.). Однако реализация этих проектов может начаться не ранее чем через 3 - 5 лет на новой волне инвестиционного роста городов.
4. Создание эффективных городских коалиций. Нахождение баланса интересов между населением города, инвесторами, региональными и городскими властями. Это возможно при помощи подготовки, публичного обсуждения и публикации инвестиционного меморандума (паспорта) г. Астрахани, а также концепций ряда пилотных инвестиционных проектов (с указанием идеи и структуры инвестиционного проекта, места реализации, объема финансирования, функций в рамках города и возможных/потенциальных инвесторов/участников).
Управление развитием городского пространства, деловой активности и обеспечение конкурентоспособности возможно посредством принятия специального плана развития города Астрахани. В нем должна быть дана взвешенная картина всего комплекса вызовов, возможностей и проблем (несоответствий), согласована и зафиксирована система целей и задач властей и других субъектов городского развития, определены подходы, механизмы и приоритетные проектные действия.
Развитие малого бизнеса в Астраханской области
Политика области по развитию малого и среднего бизнеса позволит обеспечить высокую степень устойчивости экономики региона и отдельных его территорий к циклическим колебаниям в экономическом развитии за счет диверсификации ее структуры, снизить уровень дифференциации между муниципальными районами по качеству жизни и плотности обеспеченности рыночными услугами, создаст основу для роста уровня жизни населения, прежде всего за счет появления широкого социального слоя частных предпринимателей "среднего класса".
Основные приоритетные задачи:
- содействие росту доли малых предприятий в экономике региона. Поддержание динамики роста количества малых предприятий на уровне, достигнутом с 2005 года (число малых предприятий составляло 3936). Целевыми показателями является не менее чем двукратное увеличение доли малого бизнеса в экономике региона и доведение ее к 2020 году до 25% - 30% валового регионального продукта. Данный рост не предполагает существенного увеличения доли занятых в малом и среднем бизнесе на рынке труда и будет достигнут преимущественно за счет повышения производительности труда и повышения эффективности предприятий малого и среднего бизнеса;
- обеспечение диверсификации территориальной и отраслевой структуры малого бизнеса. На сегодняшний день в общей структуре малых предприятий наибольшую долю занимают 2119 предприятий торговли и ремонта (36%), 917 предприятий строительства (15%), 1023 компании, производящие операции с недвижимым имуществом (15%), 610 обрабатывающих производств (10%). Большинство малых предприятий - около 75% - зарегистрировано в г. Астрахани. Мероприятия по поддержке малого бизнеса должны быть направлены в первую очередь на стимулирование предпринимательской деятельности в наиболее отдаленных муниципальных районах области. В этих районах приоритетным должно стать стимулирование развития малых промышленных производств в сфере пищевой промышленности (в т.ч. рыбной), легкой промышленности, деревообработки, строительства, мелкосерийного и мелкотоварного машиностроения, транспорта и логистики, упаковки, индустрии детских товаров и пр. В пределах Астраханской городской системы должны получить свое развитие, помимо малых промпредприятий, также инновационные компании, специализирующиеся на разработке и выпуске продукции и оказании услуг в базовых секторах - нефтегазосервисные компании, экологические службы, геологоразведка и пр., а также компании сектора услуг населению - общественного питания, туристских и развлекательных услуг, бытовых услуг, сувенирной промышленности и пр.;
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 171-П)
- формирование инфраструктуры малого бизнеса. Создание и поддержка проектов бизнес-инкубаторов в районных центрах и центров поддержки предпринимательства в администрациях муниципальных районов, регионального информационного центра по вопросам предпринимательской деятельности, осуществляющих информационное и консультационное обеспечение малого бизнеса, а также жителей региона, собирающихся организовать свой бизнес. Развитие финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и содействие в привлечении субъектами малого предпринимательства начального капитала и оборотных средств, внедрение инструментов микрокредитования малых предприятий;