Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 8



Приоритетные направления исследований, признанные на государственном уровне в странах Каспия

Направление

Казахстан

Иран

Азербайджан

Туркменистан

Россия

Альтернативная энергетика и энергоэффективность

+

+

+

-

+

Гуманитарные технологии, технологии управления и образования

-

-

-

+

-

Биотехнологии, в т.ч. в аграрном секторе

+

+

нет данных

+

+

здоровьесберегающие технологии, медицина и фармакология

-

+

+

+

-

ИКТ и технологии автоматизации

+

+

нет данных

-

+

Технологии добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья

+

+

+

+

+

Мониторинг и защита окружающей среды, рациональное использование ресурсов

-

-

+

+

+

Технологии развития городской среды, культуры и туризма

-

-

нет данных

+

-

Современные технологии логистики

-

-

нет данных

-

-


Источник: государственные программы поддержки научной и инновационной деятельности в странах Каспийского региона


2. Разработка и реализация долгосрочной инновационно-технологической политики, позволяющей в долгосрочной перспективе сформировать конкурентоспособные инновационно-технологические кластеры и достичь лидерских позиций на рынках исследований и технологий в Каспийском регионе. В настоящее время в Астраханской области реализуется комплексная целевая программа "Активизация научно-инновационных процессов в Астраханской области на 2006 - 2010 годы", однако она не отражает приоритетных направлений научного и технологического развития региона, а ее мероприятия направлены главным образом на создание объектов инновационной инфраструктуры, что не гарантирует конкурентоспособность на рынке технологических разработок и инновационных производств в силу массового распространения в последние годы. В рамках обновления комплексной стратегии инновационно-технологического развития, помимо развития инфраструктуры исследований и разработок, предполагается:


- определение приоритетных направлений исследований в Астраханской области: создание в отраслевых министерствах и ведомствах отделов научно-технологического развития; издание доклада по научно-технологическому развитию Астраханской области, описывающего сильные позиции местных институтов и приоритетные направления развития технологий в Астраханской области; продвижение значимых для региона научных и технологических направлений на федеральном уровне;


- развитие конкурсных процедур поддержки инновационной деятельности бизнеса, организация конкурсов на субсидирование, датирование, иную поддержку инновационно-ориентированных проектов и программ бизнеса;


- развитие инструментов финансирования и патентования инноваций: учреждение фонда венчурного финансирования; создание регионального центра содействия патентованию; реализация мероприятий по развитию финансирования малых инновационных компаний и пр.;


- создание сети партнерств и альянсов в регионе: организация структур, обеспечивающих плотное взаимодействие и обмен знаниями между вузами, инновационным бизнесом, потребителями инновационных продуктов: обеспечение формальной и неформальной коммуникации, повышение "открытости" университетов и научных центров, формирование региональных профессиональных сообществ (инновационные конференции, форумы и пр.); построение сообществ профессионалов для оперативного (и неформализованного) обмена знаниями - инженерных клубов и пр.; достижение эффекта масштаба деятельности инновационных фирм (создание инновационных агломераций).


3. Формирование значимого в масштабе Каспия исследовательского центра.


К настоящему времени на роль такого центра не может самостоятельно претендовать ни один из существующих вузов или научных институтов, несмотря на имеющийся научный и инновационный потенциал, наличие сформированных уникальных научных школ. Повышение значения региональной инновационной системы Астраханской области возможно только посредством включения в международные исследовательские и инновационно-технологические сети и альянсы. Для обеспечения лидирующей позиции Астраханская область должна выступить организатором и координатором выстраивания данных сетей в масштабах Каспийского региона. Для этого следует провести следующие мероприятия: формирование исследовательских групп, входящих в международные исследовательские сети и партнерства с ведущими исследовательскими и инжиниринговыми организациями, R&D департаментами ведущих корпораций, работающих на Каспии; формирование и координация сетевых исследований по актуальной тематике на национальном и наднациональном уровне (например, открытые сетевые программы исследований и пр.); формирование ассоциации технологических парков и бизнес-инкубаторов на территории Каспия и Средней Азии; организация (или участие в организации) крупных международных конференций по наиболее актуальной тематике; создание устойчивых партнерств и налаживание связей с ведущими исследовательскими и образовательными организациями нашей страны (расширение деятельности Ассоциации прикаспийских вузов), специализирующимися на схожих направлениях исследований и подготовке кадров; реализация проекта каспийского форсайта как пилотного проекта общекаспийского сетевого сотрудничества.


4. Модернизация системы профессионального образования, обеспечивающая подготовку и переподготовку кадров по широкому перечню специальностей, необходимых для развития Астраханской области. Обеспечение подготовки кадров для нефтегазовой отрасли, судостроения, энергетики, агропромышленного комплекса, туризма, культуры, строительства и архитектуры и ряда других специальностей для всего Каспия; подготовка высших управленческих кадров для Каспия; развитие партнерских связей с ведущими предприятиями отраслей, относящихся к базовому сектору; приведение систем подготовки кадров в соответствие с системами работы с человеческими ресурсами ведущих компаний основных секторов; развитие систем непрерывного образования; реформирование учебного процесса в соответствии с международными стандартами подготовки кадров; обеспечение академической мобильности в рамках образовательных и исследовательских сетей; активный маркетинг, направленный на привлечение абитуриентов в бакалавриат и специалитет, учащихся - в магистратуру, аспирантуру и докторантуру вузов области; создание проектных центров и центров подготовки кадров для ключевых секторов и пр.


5. Развитие инновационно-технологической и финансовой инфраструктуры (региональные особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарк, инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, венчурный фонд). Данные инфраструктуры в настоящее время являются общей практикой в региональных инновационных программах.


Основные составляющие инфраструктурной и средовой политики


1. Переход к концепции развития современных городов. Астраханская область должна стать наиболее инновационной, с точки зрения организации урбанизированной среды, территорией Каспия. Новый пакет программ и проектов развития городов Астраханской области должен включать: а) планы ресурсосбережения городских систем (модернизации ЖКХ, энергосбережения, новой энергетики, экономии воды, строительства и пр.); б) программы развития сектора услуг и повышения их доступности для жителей; в) проекты перехода к сбалансированному развитию рынков земли и недвижимости (проведение комплексной оценки состояния жилищного фонда и коммерческих зданий, строящихся объектов и определение локальных дисбалансов); г) проекты развития креативной экономики в городах.


2. Сохранение и развитие уникальных экологических ресурсов и переход к новым стандартам использования территории региона: а) разработка и проведение экологического мониторинга и прогнозирования состояния природных и рекреационных ресурсов, разработка карты экологических проблем и дисбалансов ресурсной обеспеченности для Астраханской области; б) разработка и методическое обеспечение установки нормативов антропогенной нагрузки на рекреационные территории; в) рекреационное районирование; г) стимулирование перехода предприятий на технологии сбережения ресурсов; д) внедрение регламентов использования территорий и отдельных ресурсов в соответствии с допустимым уровнем нагрузки и пр.