Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 4



Планы по наращиванию добычи, экспорта и нефтепереработки в Каспийском регионе

Страна

Прогноз добычи

Экспортный потенциал

Возможности наращивания нефтепереработки

Казахстан

Добыча нефти в 2010 году - 80 млн. тонн, в 2015 году - 130 млн. тонн. К 2015 году около 64% добычи нефти и газа даст каспийский шельф

При ожидаемом росте внутреннего потребления с нынешних 12 до 25 млн. тонн экспортный потенциал превысит 100

Проводится крупная модернизация действующих НПЗ, общая мощность которых достигает 18.5 млн. тонн, улучшаются структура и качество выпускаемой продукции. Планируется строительство новых перерабатывающих предприятий

млн. тонн, а экспорт газа возможен до 25 - 30 млрд. куб. м

Туркмения

К 2020 году планируется увеличение добычи природного газа в 3 раза (до 240 млрд. куб. м), добычи нефти в 10 раз (до 100 млн. тонн), в т.ч. с учетом иностранных добывающих компаний

Экспорт газа к 2020 году планируется увеличить примерно в 3 - 4 раза (до 170 - 220 млрд. куб. м)

За счет реконструкции Туркменбашинского НПЗ создан целый комплекс современных предприятий - Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ). Программа развития нефтегазовой промышленности Туркменистана на период до 2030 года предусматривает довести объем переработки нефти до 30 млн. тонн в год

Азербайджан

Инвестиции в разведку пяти перспективных структур в азербайджанском секторе Каспийского моря оцениваются в 2.7 млрд. дол. Общий объем запасов этих пяти структур прогнозируется на уровне 1.4 трлн. куб. м газа и 196 млн. т конденсата

При внутреннем потреблении природного газа в 10 - 11 млрд. куб. м в год большая часть добытого сырья может пойти на экспорт

Объем переработки на НПЗ составил в 2006 году 7.5 млн. тонн двумя крупными заводами. В 2012 году должен быть реализован проект строительства нового нефтехимического комплекса

Иран

Долгосрочный прогноз производства нефти и газового конденсата - увеличение с 4.1 до 4.5 млн. барр/сутки к 2030 году

К 2013 году Иран рассчитывает стать одним из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов

На 2008 в год 8 крупных НПЗ. Инвестпроект по модернизации НПЗ в 2008 году предусматривает затраты в 7 млрд. долл. До 2013 года планируется ввести еще 7 крупных НПЗ общей производительностью 76 млн. тонн (капитальные затраты в размере 27 млрд. долл.)


Источники: РосБизнесКонсалтинг, журнал "МИНТОП", журнал "Нефтегазовая вертикаль", Госкомитет по статистике Азербайджана, Программа развития нефтегазовой промышленности Туркменистана на период до 2030 года.


Нефтесервисы и специализированное судостроение


Формирующийся масштабный единый рынок делает привлекательным размещение на Каспии производств, обеспечивающих добычу топливно-энергетических ресурсов или использующих углеводороды как сырье.


Глобальные производители нефтегазового оборудования и комплексных технологических решений в течение нескольких лет будут наращивать присутствие в регионе. Велика вероятность размещения здесь процессинговых центров ведущими производителями оборудования и оффшорного судостроения, уже имеются заводы нескольких мировых производителей. Известно о планах Казахстана по развитию судостроительных предприятий; Азербайджан стремится усилить позиции на Каспии с перспективой выхода на внешние рынки.


По всей видимости, центр рынка сервисного и технологического обеспечения нефтегазодобычи на Каспии в будущем сможет претендовать на роль экономического, политического, технологического лидера. Астраханская область имеет все возможности привлечь размещаемые в Прикаспии производства благодаря: а) наличию качественных человеческих ресурсов; б) достаточным территориальным резервам; в) относительно высокому уровню инфраструктурной обеспеченности территории; г) инновационному потенциалу.


Транспортная система Каспийского макрорегиона


В транспортной схеме региона в долгосрочной перспективе будет доминировать направление "восток - запад". Астраханская область в силу сложившейся структуры направлений транспортировки нефти еще слабо интегрирована в этот динамично растущий сегмент транспортных услуг. Основная точка "привязки" региона на рынке - портовая система Астрахани и порт Оля - обладает относительно скромной долей в нефтеперевалке на Каспии. На сегодняшний день рынок является фактически поделенным между компаниями Казахстана и Азербайджана, неконкурентным и закрытым. Однако в случае реконструкции Волго-Донского канала или строительства канала Евразия транзит казахстанской нефти через территорию России может существенно увеличиться, что означает для Астраханской области возможность усиления транзитной функции и участия в транспортировке углеводородов через регион.


Основными направлениями развития коммерческих перевозок на Каспии по направлению "север - юг" являются контейнерные перевозки, автопаромные перевозки, перевозки плодоовощной продукции и зерновых, сухогрузы (металлы, химия, лес, пр.). Все эти грузы отправляются из Ирана и частично из Индии. Дальнейший рост потока в данном направлении будет определяться: а) скоростью индустриализации Ирана; б) грузовым потенциалом Индии.


В целом в средне- и долгосрочной перспективе на Каспии маловероятно появление крупного порта, способного стать узлом перевалки между основными районами отправки грузов: Северо-Восточный Китай, Индия, Иран, Европа, Урал, Западная Сибирь. Потенциально на данную роль претендует иранский Бендер-Аббас (Персидский залив). Все каспийские порты в рамках коридора "Север-Юг" разгрузочно-перегрузочные и будут иметь локальное значение.


Еще одним важным обстоятельством является стремление всех государств Средней Азии принять участие в проектах развития альтернативных транзитных трансконтинентальных маршрутов, которые представляются им способом интеграции в глобальную систему торговли. В регионе реализуется целый ряд крупных транспортных проектов в рамках действующего МТК "Север-Юг". В условиях развития нескольких конкурирующих коридоров возможно переключение транзитного трансконтинентального грузопотока на альтернативные железнодорожные маршруты, проходящие по восточному и западному побережьям Каспийского моря (Иран - Азербайджан - Россия, Иран - Казахстан - Россия) или проходящие из Китая через Среднюю Азию в Иран и затем в Турцию. Такое развитие событий может лишить Астраханскую область добавленной стоимости, генерируемой при оказании транспортно-логистических услуг.


Развитие туризма в рамках Каспийского бассейна


Все страны Каспийского региона начинают рассматривать туризм в качестве значимой отрасли экономики. Все страны Каспия инвестируют в туризм, реализуя масштабные проекты. Характерная особенность туристических проектов региона - ориентация на различные направления туризма. Учитывая эту специфику развития туристской отрасли в регионе, страны Прикаспия не являются друг для друга прямыми конкурентами. Это имеет ряд положительных моментов (в т.ч. возможность нишевой специализации в регионе), однако снижает возможность сотрудничества и создания единого бренда региона (что становится важным в условиях глобализации). Отметим, что в настоящее время ни единого бренда Прикаспия, ни крупного, глобально значимого игрока в регионе нет. Для отрасли туризма в Астраханской области это означает, что в среднесрочной (возможно, в долгосрочной) перспективе нельзя рассчитывать на включение в единый прикаспийский туристический кластер, а также ставит под вопрос заявленные ранее в Астраханской области крупные проекты, рассчитанные на большой поток туристов (единый рынок туристских услуг).