Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 15



Календарь текущих событий в Астраханской области и соседних регионах и странах в 2008 году

Тематика мероприятий

Астрахань

Аналогичные события в ЮФО, странах Каспийского региона

Экономика

1) Конференции межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств.

2) Выставки:

- промышленная специализированная выставка нефтегазового и энергетического комплекса "Астрахань. Нефть и газ. Энерго";

- специализированная выставка "Стройиндустрия. ЖКХ";

- специализированная выставка "Астрахань туристическая".

3) Региональный экономический форум "Актуальные вопросы развития муниципальных образований Астраханской области"

1) Конференции и форумы: международный экономический форум "Предпринимательство Юга России: инновации и развитие" (г. Ростов-на-Дону); ежегодный международный инвестиционный форум в г. Сочи.

2) Международная конференция "Социальные инвестиции в экономическое развитие регионов России" (г. Ростов-на-Дону). Выставки: международная выставка и конференция "Нефть, газ, нефтепереработка и нефтехимия Каспия" (Баку); специализированная международная выставка "Нефть. Газ. Химия" (г. Саратов); межрегиональная специализированная выставка "Строительство" (г. Волгоград)

Культура

Международный фестиваль театров кукол "Каспийский берег" (кукольники из Баку, Махачкалы, Актау, Элисты). Традиционный фестиваль авторской (бардовской) песни "Дельта-2008" (около 300 участников). Мероприятия, проводимые по случаю 450-летнего юбилея г. Астрахани

Фестиваль "Традиции гор" (Грозный). Фестиваль "Мир Кавказа" (г. Волгоград) (4 дня, коллективы из 13 регионов). Всероссийский фестиваль детских фольклорных коллективов "Кубанский казачок". Ежегодный Международный фестиваль органной музыки (г. Сочи)

Наука

Научно-практическая конференция "Комплексный подход к проблеме сохранения и восстановления биоресурсов Каспийского бассейна". Каспийский инновационный форум (в 2009 году)

Международная конференция по проблемам Каспийского моря (Иран). Международная научно-практическая конференция "Модернизация и традиции - Нижнее Поволжье как перекресток культур" (г. Волгоград)


2. Инициация и проведение каспийского форсайта. В мире есть ряд примеров проведения научно-технологического форсайта на межгосударственном уровне, наиболее известный - регулярный общеевропейский форсайт. Каспийский форсайт может иметь характер не столько исследования, сколько формирования общего видения будущего, некоторого консенсуса между представителями различных государств и отраслевого бизнеса. Таким образом, при составлении форсайта потребуется использовать процедуры достижения соглашения (конвенций или консенсуса). Результатом проекта может стать прогнозирование состояния территории макрорегиона, в результате которого должны быть выделены общие для Каспия проблемы, появиться межгосударственные проекты и программы, отвечающие на наиболее актуальные для Каспия вызовы (изменение экологической обстановки, исчерпание биологических ресурсов, вопросы добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов, развитие урбанизированных систем и пр.). Каспийский форсайт может быть инициирован региональными властями и получить поддержку как на федеральном уровне (включение в федеральные целевые программы развития науки и техники), так и на межгосударственном (возможна организация специализированного межправительственного фонда). В качестве организаторов (исполнителей) форсайта могут выступать: ассоциация вузов, отраслевые ассоциации, другие институты (независимые экспертные организации).


3. Включение приоритетных проектов и программ Стратегии в области развития инновационной, индустриальной и логистической инфраструктуры, здравоохранения, образования и пр. в программы и проекты крупных международных организаций, действующих в России (программы Всемирного банка, ЕБРР, ПРООН и пр.). Расширение контактов области и включение в проекты ШОС.


4. Укрепление связи Астрахани с городами Каспийского региона (могут быть инициированы программы мигрирующих культурных столиц на Каспии, проекты экономического и научного сотрудничества и пр.). На эти цели направлено и создание партнериата прикаспийских государств, заложенное в план работы министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области.


Большую роль в повышении статуса города может сыграть решение о создании ОКЭС, предложенное российской стороной, в продвижении которого Астраханская область может активно участвовать (способствование переговорному процессу по этому вопросу, обязательное включение темы в повестку дня на всех экономических форумах с участием Астраханской области и проходящих на территории региона). Для Астраханской области учреждение совета будет означать возможность привлечения инвестиций в инфраструктуру MICE-туризма в Астрахани, а также позволит увеличить обеспеченность города современными деловыми услугами (аудит, консалтинг, финансовые услуги, логистика, оформление грузов) за счет активизации финансового и экономического взаимодействия между государствами региона, однако город должен быть заранее подготовлен к возможностям реализовать функцию штаб-квартиры (или одной из штаб-квартир) этой организации.


Инфраструктурное развитие Астраханской области


1. Развитие транспортной и логистической инфраструктуры в целях максимально полной реализации транзитного потенциала региона как в рамках региональной морской торговли, так и в рамках: транспортных коридоров "Северг-Юг" и "Восток-Запад", увеличения создаваемой добавленной стоимости при предоставлении транспортно-логистических услуг:


1.1. Завершение формирования портовых мощностей. Наращивание грузопотока, обрабатываемого портовым комплексом региона в целях максимального участия области в транзите потока по МТК "Север-Юг":


- решение вопросов внутрирегионального перераспределения грузопотока между портами Астрахани и портом Оля, разделение специализации портовых комплексов. Оптимальным представляется вариант, при котором большую часть грузооборота порта Оля будут составлять товары, являющиеся основой российско-иранской торговли (в особенности, металлопродукция). В дальнейшем предполагается постепенное увеличение номенклатуры грузов - наращивание автопаромных перевозок, продукции сельского хозяйства и пр. Целевыми показателями в этом направлении в среднесрочной перспективе будут объемы грузооборота, предусмотренные планом развитии первого грузового района порта Оля, в долгосрочной - планы развития второго грузового района. Порты Астрахани будут обрабатывать преимущественно внутренние грузы, и существенного увеличения грузопотока через них не запланировано. Данную специализацию целесообразно закрепить в рамках стратегии развития транспортно-логистического комплекса Астраханской области. Также оправдано создание на базе портовых транспортных узлов Астрахани единой управляющей компании с передачей функций управления и диспетчеризации оперативной работы станций и портов. За счет оптимизации управления такие структуры смогут повысить эффективность использования портов;


- расширение сегодняшней специализации Астраханской области посредством перехода от обслуживания сравнительно небольших экспортных потоков в Иран к обслуживанию азиатского импорта в Россию и Европу и обработке контейнерных грузов. Объем контейнерного экспорта из Индии в Европу составляет порядка 600 - 1000 тыс. TEU в год. Иран в краткосрочной перспективе сможет обеспечить транзит определенной доли индийского экспорта в Европу на своем участке коридора "Север-Юг". Приоритетная задача для порта Оля - принять участие в обслуживании грузов этого растущего потока. Однако прогнозируемые объемы грузопотоков через страны Каспия, проекты развития инфраструктуры портов, а также реализация иных крупных транспортных проектов нуждаются в уточнении. Необходимо провести работу по составлению межгосударственной карты развития транспортной инфраструктуры Каспийского региона. Составление этой карты позволит скорректировать планы по развитию портов Оля и Астрахани, а также других крупных транспортных проектов в области;


- скоординированное развитие портов Оля и Махачкала, которые в соответствии со стратегией развития транспортной системы России являются взаимосвязанными опорными точками России на Каспии, что позволит контролировать по меньшей мере 36% торгового потока на Каспии (вместо сегодняшних 16%);


- привлечение международных портовых (в том числе контейнерных) операторов в регион;


- создание координационного регионального центра управления портами Астраханской области при Правительстве Астраханской области, в компетенцию которого будет входить решение вопросов маркетинга рынка, привлечения новых грузопотоков и поиска рынков сбыта, взаимодействия с портами Каспия в сфере планирования грузопотоков, согласования тарифной политики, загрузки портов и номенклатуры грузов;


- решение вопросов создания компании, выполняющей функции "единого оператора МТК "Север-Юг".