Календарь текущих событий в Астраханской области и соседних регионах и странах в 2008 году
Тематика мероприятий | Астрахань | Аналогичные события в ЮФО, странах Каспийского региона |
Экономика | 1) Конференции межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств. 2) Выставки: - промышленная специализированная выставка нефтегазового и энергетического комплекса "Астрахань. Нефть и газ. Энерго"; - специализированная выставка "Стройиндустрия. ЖКХ"; - специализированная выставка "Астрахань туристическая". 3) Региональный экономический форум "Актуальные вопросы развития муниципальных образований Астраханской области" | 1) Конференции и форумы: международный экономический форум "Предпринимательство Юга России: инновации и развитие" (г. Ростов-на-Дону); ежегодный международный инвестиционный форум в г. Сочи. 2) Международная конференция "Социальные инвестиции в экономическое развитие регионов России" (г. Ростов-на-Дону). Выставки: международная выставка и конференция "Нефть, газ, нефтепереработка и нефтехимия Каспия" (Баку); специализированная международная выставка "Нефть. Газ. Химия" (г. Саратов); межрегиональная специализированная выставка "Строительство" (г. Волгоград) |
Культура | Международный фестиваль театров кукол "Каспийский берег" (кукольники из Баку, Махачкалы, Актау, Элисты). Традиционный фестиваль авторской (бардовской) песни "Дельта-2008" (около 300 участников). Мероприятия, проводимые по случаю 450-летнего юбилея г. Астрахани | Фестиваль "Традиции гор" (Грозный). Фестиваль "Мир Кавказа" (г. Волгоград) (4 дня, коллективы из 13 регионов). Всероссийский фестиваль детских фольклорных коллективов "Кубанский казачок". Ежегодный Международный фестиваль органной музыки (г. Сочи) |
Наука | Научно-практическая конференция "Комплексный подход к проблеме сохранения и восстановления биоресурсов Каспийского бассейна". Каспийский инновационный форум (в 2009 году) | Международная конференция по проблемам Каспийского моря (Иран). Международная научно-практическая конференция "Модернизация и традиции - Нижнее Поволжье как перекресток культур" (г. Волгоград) |
2. Инициация и проведение каспийского форсайта. В мире есть ряд примеров проведения научно-технологического форсайта на межгосударственном уровне, наиболее известный - регулярный общеевропейский форсайт. Каспийский форсайт может иметь характер не столько исследования, сколько формирования общего видения будущего, некоторого консенсуса между представителями различных государств и отраслевого бизнеса. Таким образом, при составлении форсайта потребуется использовать процедуры достижения соглашения (конвенций или консенсуса). Результатом проекта может стать прогнозирование состояния территории макрорегиона, в результате которого должны быть выделены общие для Каспия проблемы, появиться межгосударственные проекты и программы, отвечающие на наиболее актуальные для Каспия вызовы (изменение экологической обстановки, исчерпание биологических ресурсов, вопросы добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов, развитие урбанизированных систем и пр.). Каспийский форсайт может быть инициирован региональными властями и получить поддержку как на федеральном уровне (включение в федеральные целевые программы развития науки и техники), так и на межгосударственном (возможна организация специализированного межправительственного фонда). В качестве организаторов (исполнителей) форсайта могут выступать: ассоциация вузов, отраслевые ассоциации, другие институты (независимые экспертные организации).
3. Включение приоритетных проектов и программ Стратегии в области развития инновационной, индустриальной и логистической инфраструктуры, здравоохранения, образования и пр. в программы и проекты крупных международных организаций, действующих в России (программы Всемирного банка, ЕБРР, ПРООН и пр.). Расширение контактов области и включение в проекты ШОС.
4. Укрепление связи Астрахани с городами Каспийского региона (могут быть инициированы программы мигрирующих культурных столиц на Каспии, проекты экономического и научного сотрудничества и пр.). На эти цели направлено и создание партнериата прикаспийских государств, заложенное в план работы министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области.
Большую роль в повышении статуса города может сыграть решение о создании ОКЭС, предложенное российской стороной, в продвижении которого Астраханская область может активно участвовать (способствование переговорному процессу по этому вопросу, обязательное включение темы в повестку дня на всех экономических форумах с участием Астраханской области и проходящих на территории региона). Для Астраханской области учреждение совета будет означать возможность привлечения инвестиций в инфраструктуру MICE-туризма в Астрахани, а также позволит увеличить обеспеченность города современными деловыми услугами (аудит, консалтинг, финансовые услуги, логистика, оформление грузов) за счет активизации финансового и экономического взаимодействия между государствами региона, однако город должен быть заранее подготовлен к возможностям реализовать функцию штаб-квартиры (или одной из штаб-квартир) этой организации.
Инфраструктурное развитие Астраханской области
1. Развитие транспортной и логистической инфраструктуры в целях максимально полной реализации транзитного потенциала региона как в рамках региональной морской торговли, так и в рамках: транспортных коридоров "Северг-Юг" и "Восток-Запад", увеличения создаваемой добавленной стоимости при предоставлении транспортно-логистических услуг:
1.1. Завершение формирования портовых мощностей. Наращивание грузопотока, обрабатываемого портовым комплексом региона в целях максимального участия области в транзите потока по МТК "Север-Юг":
- решение вопросов внутрирегионального перераспределения грузопотока между портами Астрахани и портом Оля, разделение специализации портовых комплексов. Оптимальным представляется вариант, при котором большую часть грузооборота порта Оля будут составлять товары, являющиеся основой российско-иранской торговли (в особенности, металлопродукция). В дальнейшем предполагается постепенное увеличение номенклатуры грузов - наращивание автопаромных перевозок, продукции сельского хозяйства и пр. Целевыми показателями в этом направлении в среднесрочной перспективе будут объемы грузооборота, предусмотренные планом развитии первого грузового района порта Оля, в долгосрочной - планы развития второго грузового района. Порты Астрахани будут обрабатывать преимущественно внутренние грузы, и существенного увеличения грузопотока через них не запланировано. Данную специализацию целесообразно закрепить в рамках стратегии развития транспортно-логистического комплекса Астраханской области. Также оправдано создание на базе портовых транспортных узлов Астрахани единой управляющей компании с передачей функций управления и диспетчеризации оперативной работы станций и портов. За счет оптимизации управления такие структуры смогут повысить эффективность использования портов;
- расширение сегодняшней специализации Астраханской области посредством перехода от обслуживания сравнительно небольших экспортных потоков в Иран к обслуживанию азиатского импорта в Россию и Европу и обработке контейнерных грузов. Объем контейнерного экспорта из Индии в Европу составляет порядка 600 - 1000 тыс. TEU в год. Иран в краткосрочной перспективе сможет обеспечить транзит определенной доли индийского экспорта в Европу на своем участке коридора "Север-Юг". Приоритетная задача для порта Оля - принять участие в обслуживании грузов этого растущего потока. Однако прогнозируемые объемы грузопотоков через страны Каспия, проекты развития инфраструктуры портов, а также реализация иных крупных транспортных проектов нуждаются в уточнении. Необходимо провести работу по составлению межгосударственной карты развития транспортной инфраструктуры Каспийского региона. Составление этой карты позволит скорректировать планы по развитию портов Оля и Астрахани, а также других крупных транспортных проектов в области;
- скоординированное развитие портов Оля и Махачкала, которые в соответствии со стратегией развития транспортной системы России являются взаимосвязанными опорными точками России на Каспии, что позволит контролировать по меньшей мере 36% торгового потока на Каспии (вместо сегодняшних 16%);
- привлечение международных портовых (в том числе контейнерных) операторов в регион;
- создание координационного регионального центра управления портами Астраханской области при Правительстве Астраханской области, в компетенцию которого будет входить решение вопросов маркетинга рынка, привлечения новых грузопотоков и поиска рынков сбыта, взаимодействия с портами Каспия в сфере планирования грузопотоков, согласования тарифной политики, загрузки портов и номенклатуры грузов;
- решение вопросов создания компании, выполняющей функции "единого оператора МТК "Север-Юг".