Варианты маркетингового позиционирования судостроительных предприятий Астраханской области
Тренд на рынке | Необходимые действия для удержания доли рынка | Риски | Максимально возможная доля российского регионального рынка | |
Существующая специализация | ||||
Строительство шельфовых платформ и судов, обеспечивающих добычу на Каспии | Падение (приостановка) заказов в среднесрочной перспективе | Оптимизация производства с целью максимального снижения издержек и повышения производительности труда. Возможность переждать кризис в течение 3 - 5 лет, сохранив кадровый актив и производственные мощности | Каспийский рынок в ближайшие годы испытает давление эффективных, дешевых, технологичных производителей | |
Корпусное судостроение | Падение заказов на крупнотоннажные суда. Рост спроса на средне- и малотоннажные суда (буксиры, вспомогательные суда, сухогрузы менее 10 тыс. т., яхты и пр.) - растущие сегменты на европейском рынке и в России в ближайшие 5 - 7 лет (Балтия, Северная Европа и пр.) | Выход на них потребует поиска потенциальных заказчиков и контрагентов, установления четкой конкурентной позиции (учета стратегий конкурентов), дополнительного изучения рынков | Высокая конкуренция со стороны относительно небольших европейских и российских производителей (в России крупнейший конкурент - "Красное Сормово", а также заводы Ленинградской области и Санкт-Петербурга) | |
Новые сегменты рынка | ||||
Торговый флот на Каспии | Планы по наращиванию флота до 2015 года, имеются у всех прикаспийских стран | Конференция поставщиков. Технологическая модернизация предприятий отрасли | Есть планы по размещению в регионе процессинговых центров ведущих мировых верфей, которые могут занять доминирующие позиции на рынке уже к 2012 году | |
Государственный заказ | Преимущественно военный заказ в ближайшие 3 - 5 лет. Есть возможность реализации планов по созданию специализированной государственной лизинговой судостроительной компании | В случае затяжного характера кризиса бюджетные инвестиции в отрасль могут быть отложены на несколько лет |
Источник: ЦСР "Северо-Запад", с использованием аналитических материалов и открытых источников
2. Обеспечение высоких темпов технологической модернизации судостроения. Доведение производительности труда до уровня ведущих мировых производителей. Уровень производительности труда, соответствующий лучшим мировым образцам, является необходимым условием устойчивого развития отрасли в ситуации нарастающей конкуренции за заказы как на российском и европейском рынках, так и на Каспии.
3. Корпоративная модернизация отрасли. Корпоративная стратегия в судостроении должна предусматривать возможность вступления предприятий области в альянсы и крупные вертикально интегрированные структуры с участием российских или мировых лидеров отрасли. Это, безусловно, не единственный возможный путь развития, однако при принятии политики перехода на корпусное судостроение и реализацию оффшорных заказов, как показывает мировой опыт, судостроительным предприятиям для обеспечения собственной конкурентоспособности потребуется вхождение в состав полнокомплектных компаний. Другим вариантом усиления отрасли является тесная горизонтальная интеграция предприятий внутри кластера, в этом случае потребуются усилия со стороны региона по внедрению механизмов субконтрактации и аутсорсинга. И в том, и в ином случае структура кластера претерпит значительные изменения.
4. Достройка кластера. Формирование инновационно-технологического центра, усиление образовательных модулей, развитие проектных бюро, осуществляющих полный комплекс работ по проектированию.
Развитие агропромышленного комплекса в Астраханской области
Долгосрочная цель Правительства Астраханской области - превращение агропромышленного кластера Астраханской области в один из наиболее эффективных, технологичных, экологичных, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья со специализацией на производстве сельскохозяйственной продукции и ее переработке.
С этой целью планируется:
1. Закрепление существующей и формирование новой специализации сельского хозяйства и пищевой промышленности региона (увеличение объемов производства, дифференциация товарных и географических рынков, расширение ассортимента продукции, привлечение инвестиций в сектор, обеспечение высоких темпов технологического обновления и пр.). Продвижение товаров на внешние рынки потребует: а) долгосрочное партнерство с торговыми сетями, что предполагает повышение требований к качеству продукции, способам продвижения, бренду и т.д.; б) для некоторых товаров - томаты, ранний картофель и пр., актуально создание единого регионального бренда, для чего понадобится сформировать общие стандарты качества продукции, обеспечить узнаваемость продукта при выходе на новые рынки, консолидировать усилия предприятий региона; в) развитие логистики, систем хранения, упаковки, дистрибуции товаров; г) привлечение внешних инвестиций в переработку сырья.