Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 10



Варианты маркетингового позиционирования судостроительных предприятий Астраханской области

Тренд на рынке

Необходимые действия для удержания доли рынка

Риски

Максимально возможная доля российского регионального рынка

Существующая специализация

Строительство шельфовых платформ и судов, обеспечивающих добычу на Каспии

Падение (приостановка) заказов в среднесрочной перспективе

Оптимизация производства с целью максимального снижения издержек и повышения производительности труда. Возможность переждать кризис в течение 3 - 5 лет, сохранив кадровый актив и производственные мощности

Каспийский рынок в ближайшие годы испытает давление эффективных, дешевых, технологичных производителей

Корпусное судостроение

Падение заказов на крупнотоннажные суда. Рост спроса на средне- и малотоннажные суда (буксиры, вспомогательные суда, сухогрузы менее 10 тыс. т., яхты и пр.) - растущие сегменты на европейском рынке и в России в ближайшие 5 - 7 лет (Балтия, Северная Европа и пр.)

Выход на них потребует поиска потенциальных заказчиков и контрагентов, установления четкой конкурентной позиции (учета стратегий конкурентов), дополнительного изучения рынков

Высокая конкуренция со стороны относительно небольших европейских и российских производителей (в России крупнейший конкурент - "Красное Сормово", а также заводы Ленинградской области и Санкт-Петербурга)

Новые сегменты рынка

Торговый флот на Каспии

Планы по наращиванию флота до 2015 года, имеются у всех прикаспийских стран

Конференция поставщиков. Технологическая модернизация предприятий отрасли

Есть планы по размещению в регионе процессинговых центров ведущих мировых верфей, которые могут занять доминирующие позиции на рынке уже к 2012 году

Государственный заказ

Преимущественно военный заказ в ближайшие 3 - 5 лет. Есть возможность реализации планов по созданию специализированной государственной лизинговой судостроительной компании

В случае затяжного характера кризиса бюджетные инвестиции в отрасль могут быть отложены на несколько лет


Источник: ЦСР "Северо-Запад", с использованием аналитических материалов и открытых источников


2. Обеспечение высоких темпов технологической модернизации судостроения. Доведение производительности труда до уровня ведущих мировых производителей. Уровень производительности труда, соответствующий лучшим мировым образцам, является необходимым условием устойчивого развития отрасли в ситуации нарастающей конкуренции за заказы как на российском и европейском рынках, так и на Каспии.


3. Корпоративная модернизация отрасли. Корпоративная стратегия в судостроении должна предусматривать возможность вступления предприятий области в альянсы и крупные вертикально интегрированные структуры с участием российских или мировых лидеров отрасли. Это, безусловно, не единственный возможный путь развития, однако при принятии политики перехода на корпусное судостроение и реализацию оффшорных заказов, как показывает мировой опыт, судостроительным предприятиям для обеспечения собственной конкурентоспособности потребуется вхождение в состав полнокомплектных компаний. Другим вариантом усиления отрасли является тесная горизонтальная интеграция предприятий внутри кластера, в этом случае потребуются усилия со стороны региона по внедрению механизмов субконтрактации и аутсорсинга. И в том, и в ином случае структура кластера претерпит значительные изменения.


4. Достройка кластера. Формирование инновационно-технологического центра, усиление образовательных модулей, развитие проектных бюро, осуществляющих полный комплекс работ по проектированию.


Развитие агропромышленного комплекса в Астраханской области


Долгосрочная цель Правительства Астраханской области - превращение агропромышленного кластера Астраханской области в один из наиболее эффективных, технологичных, экологичных, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья со специализацией на производстве сельскохозяйственной продукции и ее переработке.


С этой целью планируется:


1. Закрепление существующей и формирование новой специализации сельского хозяйства и пищевой промышленности региона (увеличение объемов производства, дифференциация товарных и географических рынков, расширение ассортимента продукции, привлечение инвестиций в сектор, обеспечение высоких темпов технологического обновления и пр.). Продвижение товаров на внешние рынки потребует: а) долгосрочное партнерство с торговыми сетями, что предполагает повышение требований к качеству продукции, способам продвижения, бренду и т.д.; б) для некоторых товаров - томаты, ранний картофель и пр., актуально создание единого регионального бренда, для чего понадобится сформировать общие стандарты качества продукции, обеспечить узнаваемость продукта при выходе на новые рынки, консолидировать усилия предприятий региона; в) развитие логистики, систем хранения, упаковки, дистрибуции товаров; г) привлечение внешних инвестиций в переработку сырья.