Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)


2.1. Воздействие глобального экономического кризиса на Астраханскую область


Россия уже в 2008 году вступила в состояние рецессии, а в 2009 году ожидается значительный спад по основным макроэкономическим показателям.


Есть основания утверждать, что рецессия в России продлится не менее 1.5 - 2 лет (по менее оптимистичным оценкам экономику страны ожидает депрессия продолжительностью 3 и более лет), но последствия кризиса для экономики и социальной сферы будут иметь долгосрочный характер.


Сжатие ключевых рынков Астраханской области


В последние несколько месяцев на большинстве рынков (исключая государственный сектор и оборонный заказ) наблюдается слом предыдущих трендов. Основными трендами на рынках в трех-пятилетней перспективе станут масштабное "сжатие" как по стоимости, так и по физическим объемам, инвестиционный спад, а также потеря ликвидности.


Экономика Астраханской области вступает в кризис, находясь в зоне существенного риска, поскольку большая часть промышленного производства обеспечивается конъюнктурно зависимыми секторами, а доля экспортируемой продукции в ВРП превышает среднероссийский показатель. С другой стороны, в экономике Астраханской области весомое место занимают отрасли, кризисные явления в которых проявляются не столь остро, - сельское хозяйство, рыбная промышленность и пр. Данные отрасли должны послужить буфером для экономики, бюджета и рынка труда региона на ближайшую перспективу. Определенный риск существует для предприятий, зависящих от заказов нефтедобывающих компаний (промышленное строительство, судостроение, нефтесервисные услуги). Основные риски для прочих отраслей Астраханской области связаны: со снижением доступности краткосрочного кредитования (удорожанием кредитов); с ценовым и объемным сжатием внешних рынков.


Кроме того, уже в 2009 - 2010 годах Астраханской области будет сложно сохранить модель инвестиционного роста, начавшую формироваться в последние два - три года. Инвестиционный цикл, служивший основой экономики регионов страны и Астраханской области, в частности, прошел свой пик и в настоящее время находится на спаде.


Среднесрочные бюджетные риски


Риски для бюджета Астраханской области будут связаны со снижением доходов (сокращение поступлений от НДФЛ, рост теневой экономики, расширение схем оптимизации прибыли предприятий и пр.). Прогнозируется сокращение налогооблагаемой базы НДФЛ и налога на прибыль.


Возможное сокращение налогооблагаемой базы в реальном секторе может привести к снижению доходов бюджета региона и его дефициту. Если кризис затянется, то ситуация с бюджетом в 2010 году будет еще более напряженной.


Риски для рынка труда


Рынок труда Астраханской области не был готов к резкой реструктуризации, поскольку его расширение в последние годы шло в основном за счет роста рабочих мест в наиболее чувствительных к рецессии секторах (строительство, розничная торговля, услуги). В случае затяжного масштабного кризиса в течение 2009 года существует возможность сжатия на 39 - 88 тыс. человек рынка труда региона преимущественно за счет сокращений в сегментах промышленного производства. Ни один из рыночных секторов экономики (даже мобильный малый бизнес) не будет способен принять такое количество выбывающих кадров.


Главная задача преодоления кризиса для Астраханской области - сохранение существующей структуры экономики и охлаждение "перегретых" рынков без катастрофических ситуаций (удержание тарифов естественных монополий на низком уровне, создание государственных товарных запасов, расширение государственного заказа и т.п.). При долгосрочном варианте удерживать старую структуру экономики и потребления бессмысленно. В любом случае потребуется вернуться к ситуации стратегического выбора для базовых отраслей.