Варианты маркетингового позиционирования для агропромышленного комплекса Астраханской области
Тренд на рынке | Необходимые действия для увеличения доли рынка | Риски | Максимально возможная доля российского рынка | |
Полупроходная речная и морская рыба (естественный лов) | Рост потребления дешевого океанического сырья, удорожание цен на него (рост транспортных издержек) | Контракты с переработчиками. Оптимизация издержек на предприятиях (возможно, через укрупнение) | Невозможность сохранить долю в рынке по причине исчерпания естественных ресурсов. Давление более дешевого океанического сырья | Максимально лов речной рыбы может вырасти до 75 тыс. т (против сегодняшних 30 тыс. т), а морской промысел может увеличиться до 30 тыс. т (против 12.4 тыс. т в 2005 г.) |
Аквакультура - карповые породы рыб | В среднесрочный период рост физических объемов за счет увеличения спроса на дешевую рыбу | Специальная логистика (наиболее ценен живой и охлажденный товар). Контракты со специализированными торговыми сетями | Низкая рентабельность сектора. Экономическая нецелесообразность перевозки на дальние расстояния. Высокая конкуренция со стороны регионов южной зоны и ЦФО | |
Аквакультура - осетровые | Переход традиционно премиальных сегментов в среднеценовые (давление покупателей) Рост физических объемов в долгосрочной перспективе | Конкуренты на мировом рынке - ряд регионов России, Европа, Израиль, США |
2. Качественный рост отрасли. Технологическая модернизация аквакультуры, увеличение рыбопродуктивности водоемов, вовлеченных в хозяйственный оборот, повышение эффективности эксплуатации водных объектов, пригодных для промышленного рыбоводства, обновление технологической базы, в том числе селекция, наращивание переработки сырья и пр. Модернизация возможна в максимально короткие сроки за счет усиления инновационно-технологического и образовательного модуля в рыбной промышленности, прежде всего в аквакультуре.
3. Обеспечение воспроизводства ресурсной базы рыболовства. Проведение оптимизации нормативных и структурных параметров промысла в соответствии с состоянием ресурса.
4. Налаживание кластерных связей в отрасли и способствование выходу предприятий кластера на внешние рынки. Целью кластеризации является переход на новую технологическую платформу в аквакультуре, а также повышение устойчивости производства рыбного сырья в условиях усиления таких звеньев цепочки создания добавленной стоимости, как переработка и сбытовые организации (торговые сети и прочие). Базовым элементом кластера должен стать научно-образовательный модуль, основу которого составят КаспНИРХ и АГТУ, а также сеть малых инновационных фирм.
Развитие туризма в Астраханской области
В долгосрочной перспективе Астраханская область должна: укрепить позиции главного в России центра спортивного и любительского рыболовного туризма посредством максимально полного, но при этом бережного использования уникального рекреационного потенциала, качественной модернизации всего спектра туристских услуг; довести ежегодный поток туристов делового и культурного направления в г. Астрахань до 2 - 2.5 млн; обеспечить включение г. Астрахани в макрорегиональный (в границах Волго-Каспийского бассейна) круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута.
Поставленная цель предполагает решение следующих наиболее важных задач:
1. Увеличение масштаба и качества предоставления услуг в области рыболовного туризма до уровня, соответствующего лучшим мировым образцам. Кризис, трансформируя рынки, предлагает "окно возможностей" для выхода на мировой рынок, что на предыдущем этапе требовало значительно больших усилий в крайне плотной конкурентной среде. Главными факторами развития рыболовного туризма в Астраханской области являются сложившийся бренд территории как одной из основных точек спортивного и туристского рыболовства в России, а также наличие биологических ресурсов. Необходимо расширение как географического охвата, так и целевых групп туристов за счет проведения активной маркетинговой политики, наращивания спектра предоставляемых услуг и пр.
2. Расширение масштабов туристского освоения территории области и вовлечение новых видов ресурсов. Поддержка инвестиционных проектов, использующих альтернативные туристские ресурсы.
Наибольший эффект могут иметь мероприятия по развитию сегмента делового туризма, в случае если Астрахань начнет в полной мере реализовывать функции российского центра на Каспии.
Есть потенциал развития культурного туризма, основой которого могут служить проводимые культурные мероприятия и фестивали, объекты культурного наследия Астрахани (прежде всего Астраханский кремль), наследие кочевых цивилизаций древности и средневековья; лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма. Эти сегменты могут стать звеньями креативного кластера и кластера индустрии здоровья соответственно и могут нарастить экспорт туристских услуг, но в среднесрочной перспективе будут иметь, скорее, местное, локальное значение, а также будут служить для предоставления дополнительных услуг в рамках кластера делового и рыболовного туризма.
В долгосрочной перспективе имеются некоторые шансы роста круизного туризма на Каспии, поскольку в развитии морского круизного туризма заинтересованы все государства региона. Однако для развития данного направления туризма необходимы значительные усилия со стороны всех государств-участников проекта, потребуются масштабные вложения и не менее десяти лет работы. Тем не менее ряд проектов, готовящих область и город к включению в рынок круизного туризма, возможно реализовать уже в среднесрочной перспективе - это строительство пассажирского терминала вблизи центра города, облегчение процедуры прохождения границы посредством открытия пунктов пропуска, продолжение модернизации аэропорта и пр.
3. Форматизация, качественное обновление рынков туристских услуг, развитие инфраструктуры и материально-технической базы организаций, работающих на рынке туристских услуг. Прежде всего, модернизация и существенное расширение гостиничного фонда в городах области и районах туристского рыболовства, развитие и форматизация сетей общественного питания и пр. Создание готовых инвестиционных предложений и площадок, предназначенных под размещение туристско-рекреационных объектов в муниципальных образованиях Астраханской области. Формирование региональных и местных "культурно-туристских" включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др.
4. Увеличение степени участия города Астрахани в развитии туристической отрасли в Астраханской области. Доведение городской среды Астрахани до уровня, позволяющего принимать масштабные потоки бизнес-туристов. На первом этапе необходимо дооформить центр города - Белый город - как наиболее развитую и привлекательную территорию. Основные принципы, в соответствии с которыми должно реформироваться пространство Белого города: