Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 12



Варианты маркетингового позиционирования для агропромышленного комплекса Астраханской области

Тренд на рынке

Необходимые действия для увеличения доли рынка

Риски

Максимально возможная доля российского рынка

Полупроходная речная и морская рыба (естественный лов)

Рост потребления дешевого океанического сырья, удорожание цен на него (рост транспортных издержек)

Контракты с переработчиками. Оптимизация издержек на предприятиях (возможно, через укрупнение)

Невозможность сохранить долю в рынке по причине исчерпания естественных ресурсов. Давление более дешевого океанического сырья

Максимально лов речной рыбы может вырасти до 75 тыс. т (против сегодняшних 30 тыс. т), а морской промысел может увеличиться до 30 тыс. т (против 12.4 тыс. т в 2005 г.)

Аквакультура - карповые породы рыб

В среднесрочный период рост физических объемов за счет увеличения спроса на дешевую рыбу

Специальная логистика (наиболее ценен живой и охлажденный товар). Контракты со специализированными торговыми сетями

Низкая рентабельность сектора. Экономическая нецелесообразность перевозки на дальние расстояния. Высокая конкуренция со стороны регионов южной зоны и ЦФО

Аквакультура - осетровые

Переход традиционно премиальных сегментов в среднеценовые (давление покупателей) Рост физических объемов в долгосрочной перспективе

Конкуренты на мировом рынке - ряд регионов России, Европа, Израиль, США


2. Качественный рост отрасли. Технологическая модернизация аквакультуры, увеличение рыбопродуктивности водоемов, вовлеченных в хозяйственный оборот, повышение эффективности эксплуатации водных объектов, пригодных для промышленного рыбоводства, обновление технологической базы, в том числе селекция, наращивание переработки сырья и пр. Модернизация возможна в максимально короткие сроки за счет усиления инновационно-технологического и образовательного модуля в рыбной промышленности, прежде всего в аквакультуре.


3. Обеспечение воспроизводства ресурсной базы рыболовства. Проведение оптимизации нормативных и структурных параметров промысла в соответствии с состоянием ресурса.


4. Налаживание кластерных связей в отрасли и способствование выходу предприятий кластера на внешние рынки. Целью кластеризации является переход на новую технологическую платформу в аквакультуре, а также повышение устойчивости производства рыбного сырья в условиях усиления таких звеньев цепочки создания добавленной стоимости, как переработка и сбытовые организации (торговые сети и прочие). Базовым элементом кластера должен стать научно-образовательный модуль, основу которого составят КаспНИРХ и АГТУ, а также сеть малых инновационных фирм.


Развитие туризма в Астраханской области


В долгосрочной перспективе Астраханская область должна: укрепить позиции главного в России центра спортивного и любительского рыболовного туризма посредством максимально полного, но при этом бережного использования уникального рекреационного потенциала, качественной модернизации всего спектра туристских услуг; довести ежегодный поток туристов делового и культурного направления в г. Астрахань до 2 - 2.5 млн; обеспечить включение г. Астрахани в макрорегиональный (в границах Волго-Каспийского бассейна) круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута.


Поставленная цель предполагает решение следующих наиболее важных задач:


1. Увеличение масштаба и качества предоставления услуг в области рыболовного туризма до уровня, соответствующего лучшим мировым образцам. Кризис, трансформируя рынки, предлагает "окно возможностей" для выхода на мировой рынок, что на предыдущем этапе требовало значительно больших усилий в крайне плотной конкурентной среде. Главными факторами развития рыболовного туризма в Астраханской области являются сложившийся бренд территории как одной из основных точек спортивного и туристского рыболовства в России, а также наличие биологических ресурсов. Необходимо расширение как географического охвата, так и целевых групп туристов за счет проведения активной маркетинговой политики, наращивания спектра предоставляемых услуг и пр.


2. Расширение масштабов туристского освоения территории области и вовлечение новых видов ресурсов. Поддержка инвестиционных проектов, использующих альтернативные туристские ресурсы.


Наибольший эффект могут иметь мероприятия по развитию сегмента делового туризма, в случае если Астрахань начнет в полной мере реализовывать функции российского центра на Каспии.


Есть потенциал развития культурного туризма, основой которого могут служить проводимые культурные мероприятия и фестивали, объекты культурного наследия Астрахани (прежде всего Астраханский кремль), наследие кочевых цивилизаций древности и средневековья; лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма. Эти сегменты могут стать звеньями креативного кластера и кластера индустрии здоровья соответственно и могут нарастить экспорт туристских услуг, но в среднесрочной перспективе будут иметь, скорее, местное, локальное значение, а также будут служить для предоставления дополнительных услуг в рамках кластера делового и рыболовного туризма.


В долгосрочной перспективе имеются некоторые шансы роста круизного туризма на Каспии, поскольку в развитии морского круизного туризма заинтересованы все государства региона. Однако для развития данного направления туризма необходимы значительные усилия со стороны всех государств-участников проекта, потребуются масштабные вложения и не менее десяти лет работы. Тем не менее ряд проектов, готовящих область и город к включению в рынок круизного туризма, возможно реализовать уже в среднесрочной перспективе - это строительство пассажирского терминала вблизи центра города, облегчение процедуры прохождения границы посредством открытия пунктов пропуска, продолжение модернизации аэропорта и пр.


3. Форматизация, качественное обновление рынков туристских услуг, развитие инфраструктуры и материально-технической базы организаций, работающих на рынке туристских услуг. Прежде всего, модернизация и существенное расширение гостиничного фонда в городах области и районах туристского рыболовства, развитие и форматизация сетей общественного питания и пр. Создание готовых инвестиционных предложений и площадок, предназначенных под размещение туристско-рекреационных объектов в муниципальных образованиях Астраханской области. Формирование региональных и местных "культурно-туристских" включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др.


4. Увеличение степени участия города Астрахани в развитии туристической отрасли в Астраханской области. Доведение городской среды Астрахани до уровня, позволяющего принимать масштабные потоки бизнес-туристов. На первом этапе необходимо дооформить центр города - Белый город - как наиболее развитую и привлекательную территорию. Основные принципы, в соответствии с которыми должно реформироваться пространство Белого города: