Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 11



Варианты маркетингового позиционирования для агропромышленного комплекса Астраханской области

Тренд на рынке

Необходимые действия для увеличения доли рынка

Риски

Максимально возможная доля российского рынка

Существующая специализация

Овощи, не имеющие бренда

Стабилизация объемов в 2009 - 2010 гг., долгосрочный рост потребления

Повышение уровня технологичности производства (тепличные хозяйства). Повышение устойчивости продукта к условиям транспортировки и хранения. Центры дистрибуции и логистики (в пределах Астраханской области). Контракты с перерабатывающими предприятиями ЦФО, Поволжья. Контракты с торговыми сетями Поволжья, ЦФО, СЗФО

Низкая рентабельность сектора - не более 5 - 7%. Наименее выгодна транспортировка на дальние расстояния. Высокая конкуренция с Южными регионами, культивирующими как открытый, так и закрытый грунт (Краснодарский, Ставропольский край и пр.)

3 - 4%

Бахчевые культуры

Нет данных

Налаживание систем дистрибуции. Контракты с торговыми сетями. Кооперация местных производителей

Растущая конкуренция со стороны Ирана, Казахстана, Китая, Турции, Египта и других стран

20 - 25%

Ранний не имеющий бренд картофель

Увеличение объемов производства в 2009 - 2010 гг., долгосрочный рост потребления

Долгосрочные контракты с торговыми сетями ЦФО и Поволжья. Введение бренда

Высокая конкуренция со стороны импортных товаров (Египет, Иран, Турция и пр.)

До 10% (в сегменте раннего картофеля)

Секторы, работающие на внутренний рынок (Мясо-молочное животноводство, птицеводство и пр.)

Незначительный рост на среднесрочную перспективу

Повышение уровня технологичности производства. Необходимость оптимизации структуры затрат. Контракты с торговыми сетями. Поддержка местных торговых сетей. Возможно привлечение стратегического инвестора

Неконкурентоспособность местных производителей по сравнению с товарами из соседних регионов (Поволжье, Юг России)

-

Новые сегменты

Замороженные и обработанные товары, фрешкат

Потребительский и инвестиционный рост не ранее 2010 года, долгосрочные темпы роста - умеренные

Повышение устойчивости продукта к условиям транспортировки и хранения. Привлечение стратегического инвестора. Агропарк производственного типа. Ориентация на поставки в города-миллионники (контракты с сетями)

Высокая конкуренция с импортными продуктами. Максимальная степень консолидации рынка. Ограниченный перечень потенциальных инвесторов. Рынок сбыта сильно ограничен

Консервированные продукты

Потребительский и инвестиционный рост не ранее 2010 года, долгосрочные темпы роста - умеренные

Привлечение стратегического инвестора. Агропарк производственного типа

Низкая рентабельность бизнеса. Высокая степень консолидации рынка как корпоративная, так и региональная. Ограниченный перечень потенциальных инвесторов

Экопродукты (уникальные томаты, детское питание и пр.)

Рост не ранее 2011 - 2013 гг.

Единый региональный бренд. Тесная интеграция производства и научно-образовательного модуля. Сеть малых инновационных предприятий. Агропарк инновационного типа. Долгосрочные контракты с сетями предприятий в городах-миллионниках. Возможна организация собственной сети дистрибуции

Инвестиции в экопродукты как наиболее дорогие в России могут отложены на 3 - 5 лет. Потребительская культура в России развивается с опозданием от европейских стран, где экопродукты - один из наиболее растущих сегментов


Источник: Центр стратегического развития "Северо-Запад" по данным открытых источников


2. Создание эффективных кластеров, в первую очередь в растениеводстве, (главным образом достройка необходимых элементов, а также обеспечение технологической модернизации основных звеньев кластеров, решение проблемы квалифицированных кадров, обеспечение интеграции научно-образовательного модуля и производственных предприятий).


3. Обеспечение воспроизводства ресурсов (стимулирование мелиоративных работ, повышение плодородия земель, проведение работ по селекции видов и пр.).


4. Повышение качества жизни в сельской местности (газификация села, развитие социальной сферы, работа с сельской молодежью, развитие несельскохозяйственных видов деятельности и пр.). Углубление производственной специализации аграрных районов области.


Развитие аквакультуры и рыболовства в Астраханской области


Астраханская область в долгосрочной перспективе должна стать одним из ведущих в России центров развития аквакультуры, лидирующим регионом в южной зоне рыбоводства по уровню технологичности, продуктивности, инновационности предприятий отрасли. Потенциал реализации данной цели обусловлен наличием в регионе единственной в стране комплексной научно-образовательной и технологической базы для разработки, опытного использования и внедрения в реальный сектор самых современных технологий селекции, разведения, переработки рыбной промышленности, а также подготовки современных кадров для отрасли.


Основными долгосрочными целями по развитию рыболовства и аквакультуры в Астраханской области будут:


1. Переход в среднесрочной перспективе к доминированию аквакультуры, в долгосрочной перспективе - практически полное замещение рыболовства искусственным воспроизведением рыбы. Увеличение физических объемов производства за счет максимально полного использования потенциала имеющихся ресурсов - как биологических, так территориальных. Объем производства разнообразных пород рыбы, возможно, увеличить до 90 тыс. тонн за счет увеличения объемов производства аквакультуры (до 20 - 25 тыс. т), стабилизации современных объемов речного промысла (в пределах 45 тыс. т), относительного восстановления морского промысла (до уровня порядка 20 тыс. т). Объем пищевой рыбной продукции может быть увеличен до 3 млрд. руб. (в 2007 г. - до 1.5 млрд. руб.) при условии, что 60 - 70% сырья будет перерабатываться на территории области. Однако рост объемов будет достигнут только при условии четкого маркетингового позиционирования отрасли, постоянного расширения продуктовой линейки, перехода в растущие секторы.