Варианты маркетингового позиционирования для агропромышленного комплекса Астраханской области
Тренд на рынке | Необходимые действия для увеличения доли рынка | Риски | Максимально возможная доля российского рынка | |
Существующая специализация | ||||
Овощи, не имеющие бренда | Стабилизация объемов в 2009 - 2010 гг., долгосрочный рост потребления | Повышение уровня технологичности производства (тепличные хозяйства). Повышение устойчивости продукта к условиям транспортировки и хранения. Центры дистрибуции и логистики (в пределах Астраханской области). Контракты с перерабатывающими предприятиями ЦФО, Поволжья. Контракты с торговыми сетями Поволжья, ЦФО, СЗФО | Низкая рентабельность сектора - не более 5 - 7%. Наименее выгодна транспортировка на дальние расстояния. Высокая конкуренция с Южными регионами, культивирующими как открытый, так и закрытый грунт (Краснодарский, Ставропольский край и пр.) | 3 - 4% |
Бахчевые культуры | Нет данных | Налаживание систем дистрибуции. Контракты с торговыми сетями. Кооперация местных производителей | Растущая конкуренция со стороны Ирана, Казахстана, Китая, Турции, Египта и других стран | 20 - 25% |
Ранний не имеющий бренд картофель | Увеличение объемов производства в 2009 - 2010 гг., долгосрочный рост потребления | Долгосрочные контракты с торговыми сетями ЦФО и Поволжья. Введение бренда | Высокая конкуренция со стороны импортных товаров (Египет, Иран, Турция и пр.) | До 10% (в сегменте раннего картофеля) |
Секторы, работающие на внутренний рынок (Мясо-молочное животноводство, птицеводство и пр.) | Незначительный рост на среднесрочную перспективу | Повышение уровня технологичности производства. Необходимость оптимизации структуры затрат. Контракты с торговыми сетями. Поддержка местных торговых сетей. Возможно привлечение стратегического инвестора | Неконкурентоспособность местных производителей по сравнению с товарами из соседних регионов (Поволжье, Юг России) | - |
Новые сегменты | ||||
Замороженные и обработанные товары, фрешкат | Потребительский и инвестиционный рост не ранее 2010 года, долгосрочные темпы роста - умеренные | Повышение устойчивости продукта к условиям транспортировки и хранения. Привлечение стратегического инвестора. Агропарк производственного типа. Ориентация на поставки в города-миллионники (контракты с сетями) | Высокая конкуренция с импортными продуктами. Максимальная степень консолидации рынка. Ограниченный перечень потенциальных инвесторов. Рынок сбыта сильно ограничен | |
Консервированные продукты | Потребительский и инвестиционный рост не ранее 2010 года, долгосрочные темпы роста - умеренные | Привлечение стратегического инвестора. Агропарк производственного типа | Низкая рентабельность бизнеса. Высокая степень консолидации рынка как корпоративная, так и региональная. Ограниченный перечень потенциальных инвесторов | |
Экопродукты (уникальные томаты, детское питание и пр.) | Рост не ранее 2011 - 2013 гг. | Единый региональный бренд. Тесная интеграция производства и научно-образовательного модуля. Сеть малых инновационных предприятий. Агропарк инновационного типа. Долгосрочные контракты с сетями предприятий в городах-миллионниках. Возможна организация собственной сети дистрибуции | Инвестиции в экопродукты как наиболее дорогие в России могут отложены на 3 - 5 лет. Потребительская культура в России развивается с опозданием от европейских стран, где экопродукты - один из наиболее растущих сегментов |
Источник: Центр стратегического развития "Северо-Запад" по данным открытых источников
2. Создание эффективных кластеров, в первую очередь в растениеводстве, (главным образом достройка необходимых элементов, а также обеспечение технологической модернизации основных звеньев кластеров, решение проблемы квалифицированных кадров, обеспечение интеграции научно-образовательного модуля и производственных предприятий).
3. Обеспечение воспроизводства ресурсов (стимулирование мелиоративных работ, повышение плодородия земель, проведение работ по селекции видов и пр.).
4. Повышение качества жизни в сельской местности (газификация села, развитие социальной сферы, работа с сельской молодежью, развитие несельскохозяйственных видов деятельности и пр.). Углубление производственной специализации аграрных районов области.
Развитие аквакультуры и рыболовства в Астраханской области
Астраханская область в долгосрочной перспективе должна стать одним из ведущих в России центров развития аквакультуры, лидирующим регионом в южной зоне рыбоводства по уровню технологичности, продуктивности, инновационности предприятий отрасли. Потенциал реализации данной цели обусловлен наличием в регионе единственной в стране комплексной научно-образовательной и технологической базы для разработки, опытного использования и внедрения в реальный сектор самых современных технологий селекции, разведения, переработки рыбной промышленности, а также подготовки современных кадров для отрасли.
Основными долгосрочными целями по развитию рыболовства и аквакультуры в Астраханской области будут:
1. Переход в среднесрочной перспективе к доминированию аквакультуры, в долгосрочной перспективе - практически полное замещение рыболовства искусственным воспроизведением рыбы. Увеличение физических объемов производства за счет максимально полного использования потенциала имеющихся ресурсов - как биологических, так территориальных. Объем производства разнообразных пород рыбы, возможно, увеличить до 90 тыс. тонн за счет увеличения объемов производства аквакультуры (до 20 - 25 тыс. т), стабилизации современных объемов речного промысла (в пределах 45 тыс. т), относительного восстановления морского промысла (до уровня порядка 20 тыс. т). Объем пищевой рыбной продукции может быть увеличен до 3 млрд. руб. (в 2007 г. - до 1.5 млрд. руб.) при условии, что 60 - 70% сырья будет перерабатываться на территории области. Однако рост объемов будет достигнут только при условии четкого маркетингового позиционирования отрасли, постоянного расширения продуктовой линейки, перехода в растущие секторы.