1. Программное обеспечение реализации приоритетов, заявленных в Стратегии
1.1. Разработка и реализация краткосрочной программы развития Астраханской области, обеспечивающей положительные показатели развития в сложившейся социально-экономической ситуации. Антикризисная программа должна быть разработана на основании понимания вектора долгосрочного движения региона, но с учетом текущей ситуации в экономике, и включать следующие основные блоки: а) данные оперативного мониторинга по ситуации на внешних для региона рынках, прогноз ситуации в базовых отраслях, выявление, ранжирование и оценка рисков, стоящих перед отраслями и ключевыми предприятиями региона, а также прогноз ситуации в основных муниципальных образованиях области; б) аудит ситуации на региональных предприятиях с целью выявления групп предприятий, требующих немедленного административного вмешательства, и предприятий, требующих контроля за их состоянием, и осуществления "мягких мер" поддержки, а также активов, находящихся в наиболее благополучной ситуации; в) составление плана мероприятий по выведению предприятий из кризисной ситуации, включающего такие меры, как содействие в получении средств для погашения задолженности по имеющимся обязательствам и реструктуризации задолженности, координация представителей бизнеса с банками, другими коммерческими организациями и т.д.; предоставление государственных гарантий на получение кредитов; снижение налогового бремени, стимулирование программ повышения эффективности и повышения производительности труда и пр.; г) мониторинг, прогноз ситуации и план реструктуризации рынка труда; д) анализ состояния бюджетной системы Астраханской области и бюджетов муниципальных образований, показатели бюджетного дефицита, расчет пределов и направлений секвестирования, разработка механизмов минимизации бюджетного дефицита; е) механизмы привлечения ресурсов.
1.2. Разработка и реализация обновленной среднесрочной программы социально-экономического развития Астраханской области. Ключевой задачей реализации среднесрочной программы социально-экономического развития является синхронизация краткосрочных (обеспечение выхода экономики области и отдельных секторов из ситуации, обусловленной глобальным экономическим кризисом, сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей, повышение уровня и качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области, развитие городской среды и т.д.) целей социально-экономического развития. Этого возможно достичь за счет: а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями; б) совершенствования разработки и реализации региональных целевых программ; в) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита целевых программ.
1.3. Разработка и реализация нового пакета программ развития области, обеспечивающих реализацию приоритетов региона. Совершенствование механизмов разработки и контроля реализации этих программ:
- программы развития приоритетных кластеров. Программа развития каждого кластера должна включать систему мероприятий, направленных на: а) институциональное развитие кластеров (в т.ч. создание специализированной организации развития кластера, установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними); б) повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия, развитие механизмов субконтрактации; стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями; содействие маркетингу продукции, выпускаемой предприятиями - участниками кластера, и привлечению прямых инвестиций; в) создание благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот, снижение административных барьеров. Также программа кластеров должна включать прогнозные показатели реализации (доля рынков кластера на рынке России и мира, динамика вклада кластера в создание валового регионального продукта и вклад в рынок труда региона, темпы роста производительности труда, темпы роста объемов инвестиций и т.д.);
- программа долгосрочного инновационно-технологического развития Астраханской области, включающая приоритетные направления исследований и разработок, определение приоритетных инновационно-технологических кластеров, мероприятия по проведению регионального технологического форсайта, развитие инновационно-технологической инфраструктуры, план организации сетевого сотрудничества внутри региональной инновационной системы и в рамках Каспийского региона, меры интеграции научно-образовательного комплекса и реального сектора;
- стратегия развития транспортно-логистического комплекса Астраханской области на основании составления макрорегиональной транспортной схемы (продвижение данной инициативы на федеральном уровне);
- комплексная долгосрочная программа сохранения и развития человеческого потенциала Астраханской области длительностью не менее 10 лет, охватывающая сферы здравоохранения и здорового образа жизни, образования, культурной политики, социальной защиты населения и борьбы с бедностью, молодежной политики и развития спорта. Отдельно должен быть разработан и представлен на федеральном уровне проект построения кластера "Индустрии здоровья";
- программа развития креативной индустрии;
- ряд программ и проектов модернизации городской среды и перехода на ресурсосберегающие и экологичные технологии в городах и районах области, а также проекты развития новой (альтернативной) энергетики;
- план маркетинга Астраханской области, направленный на привлечение бизнеса и жителей в область;
- среднесрочная программа развития малого бизнеса длительностью не менее 5 лет;
- другие программы и проекты.
1.4. Усиление работы областных властей по синхронизации долгосрочных и среднесрочных документов муниципальных образований с аналогичными документами регионального уровня.