Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (с изменениями на 18 ноября 2019 года)



Таблица 6



Потенциал интеграции ключевых рынков Каспийского региона и возможности завоевания лидерства Астраханской областью

Рынок

Потенциал интеграции

Наиболее вероятный сложившийся лидер

Решения регионального уровня в целях достижения лидерства

Решения, которые необходимо продвигать на федеральном уровне

Транспорт

Высокий

Лидер по потенциалу наращивания грузооборота - азербайджанские порты "Силовые линии": Актау - Баку - Джейхан, Тенгиз - Новороссийск, Оля - порты Ирана, Актау - Нека

1. Согласование развития региональных транспортных проектов с проектами развития транспортной инфраструктуры макрорегиона, приведение стратегии развития порта Оля в соответствие с транспортной схемой Каспия.

2. Координация работы портов Оля и Астрахани.

3. Унификация стандартов обработки грузов в порту Оля и основных партнерских портах.

4. Привлечение крупнейших перевозчиков (национальных, мировых) и мощных портовых операторов в порт Оля.

5. Создание единого центра маркетинга грузов

1. Решение о формировании координационного органа развития транспортной системы Каспия в целях создания общей транспортной схемы развития региона (совместно с другими регионами).

2. Поддержка порта Оля как приоритетного в рамках коридора "Север-Юг".

3. Развитие инфраструктуры погранично-пропускных пунктов на территории Астраханской области, включение в соответствующие программы.

4. Гибкое регулирование железнодорожных тарифов.

5. Рассмотрение возможности создания на территории Астраханской области особой экономической зоны портового типа

Рынок углеводородов и продуктов их переработки, сервисного и технологического обеспечения

Высокий

Баку (расположено большинство региональных штаб- квартир НГК, регулярное авиасообщение с Европой, Москвой), развитый рынок труда. Астрахань имеет шанс стать главным центром на Северном Каспии, центром процессинга и сервисного обеспечения

1. Реализация функции процессингового центра региона - привлечение крупнейших производителей нефтегазового оборудования, нефтехимии, сервисных услуг (формирование индустриальных площадок в области нефтегазового оборудования и переработки сырья).

2. Развитие исследовательского, кадрового, технологического потенциала (запуск тематических исследований, формирование образовательного центра, технопарка и пр.).

3. Привлечение штаб-квартир крупных корпораций, работающих на Каспии в области добычи и сервисного обеспечения

4. Повышение плотности и разнообразия современных бизнес-услуг, деловой инфраструктуры, календаря событий в нефтегазовой сфере

5. Развитие регулярного авиасообщения со странами Каспия

1. Привлечение крупнейших ТНК в проекты разработки шельфа Каспийского моря, развитие конкуренции в секторе.

2. Разработка и реализация стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года.

3. Государственная политика по развитию рынка нефтесервисных услуг (преференции, специальные программы и пр.).

4. Гибкая налоговая политика, стимулирующая нефтяные компании вкладывать средства в технологическое перевооружение и переработку сырья

Продовольственные рынки

Средний

Отсутствует. Астраханская область может нарастить присутствие на рынках, как поставщик продуктов с высокой добавленной стоимостью

1. Реализация кластерной политики в отраслях пищевой промышленности (АПК, рыболовство и рыбоводство).

2. Долгосрочные контракты на поставку продовольствия в приграничные регионы.

3. Формирование бренда области.

4. Разработка региональной системы стандартов качества на продовольственные товары.

5. Наращивание производства экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью в приграничные регионы.

6. Развитие логистики и формирование транспортно- логистических схем.

7. Проведение международных конференций и семинаров, посвященных вопросам продовольственной безопасности в стране и, в частности, в регионах Каспия

1. Инициация разработки межправительственного проекта в области обеспечения продовольственной безопасности на Каспии (предусматривающего также унификацию стандартов продукции).

2. Использование льготных тарифов при транспортировке.

3. Упрощение процедур оформления экспортных продовольственных грузов.

4. Снижение вывозных таможенных пошлин на продукцию с высокой добавленной стоимостью (полуфабрикаты, замороженные продукты, консервы и пр.)

Судостроение

Высокий

Баку

1. Консолидация отрасли, продолжение организации Южного судостроительного центра.

2. Разработка и продвижение стратегии развития отрасли (кластера).

3. Стратегические партнерства с судоходными компаниями, проектными организациями, финансовыми институтами и пр.

4. Маркетинговое продвижение отрасли. Расширение "проектной линейки" возможностей судостроения.

5. Реализация проекта организации собственного проектного бюро в судостроении.

6. Организация кадрового центра на базе АГТУ и политехнического колледжа

1. Реализация государственной политики по развитию в России кластера судостроительной промышленности (разработка и принятие соответствующих документов).

2. Тарифная политика, защищающая отрасль: повышение таможенных пошлин на ввоз новых и бывших в употреблении гражданских судов.

3. Включение планов развития Южного судостроительного центра в стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу.

4. Размещение заказа на суда для нужд Минтранса России.

5. Подготовка и реализация программы модернизации рыбопро- мышленного флота России

Туризм и культура

Средний

Отсутствует. Астрахань - крупнейший центр русскоязычной культуры на Каспии. Астраханская область - центр рыболовного, а также делового, рекреационного и культурного туризма.

1. Развитие Астраханской области как благоприятной среды для жизни (привлечение туристов и мигрантов).

2. Развитие индустрии размещения, питания, развлечений, уникальных сувениров и другой продукции.

3. Развитие сети культурных объектов (прежде всего Астраханского кремля), театров, музеев, выставочных залов и пр. как сектора творческой городской экономики.

4. Включение объектов культурного наследия в сети, включающие культурные и исторические объекты на территории Каспия.

5. Проработка возможностей организации круизов

1. Включение проекта по модернизации портовых мощностей Астрахани и строительства пассажирских терминалов в стратегию развития транспорта Российской Федерации.

2. Реконструкция объектов культурного и исторического наследия на территории области.

3. Инициация международных программ и проектов в области развития культурного и круизного туризма

Девелопмент, строительство, городское развитие

Высокий

Баку (по масштабам экономики и многообразности функций и услуг) Астрахань может стать лидером в построении наиболее современной городской экономики и среды

1. Реализации концепции развития современных городов (экологичных, комфортных, разнообразных, экономичных и пр.).

2. Реализация программ перехода на ресурсосберегающие технологии в городах.

3. Развитие секторов альтернативной энергетики (ветровой, солнечной и пр.)

4. Включение в международные программы и проекты с целью софинансирования приоритетных проектов

1. Реализация государственной политики перехода на ресурсосберегающие технологии в экономике.

2. Поддержка проектов ресурсосбережения в строительстве и ЖКХ.

3. Внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и СНИП в части включения требований об обязательном проведении государственной экспертизы проектов строительства (реконструкции) объектов на предмет используемых технологий

Технологические (здоровье сберегающие технологии, экология и ресурсосбережение, альтернативная энергетика, биотехнологии, нефтегазодобыча)

Высокий

Отсутствует. Астрахань в долгосрочной перспективе может стать центром нескольких технологических кластеров:

а) здоровье-сберегающая технология;

б) биотехнология в аграрном секторе и рыбоводстве;

в) альтернативная энергетика

1. Разрабокта стратегии инновационно-технологического развития области.

2. Инициация сетевого сотрудничества, выполнение функции оператора сетевого сотрудничества.

3. Включение в международные исследовательские сети и проекты по актуальной тематике.

4. Развитие инновационно-технологической инфраструктуры для малого инновационного бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков и пр.)

5. Стимулирование инновационно-технологического и научного развития вузов области

1. Инициация и включение в федеральную программу развития науки и техники каспийского форсайта.

2. Включение в другие международные исследовательские проекты.

3. Наделение одного из вузов (АГУ/АГТУ) статусом исследовательского вуза.

4. Решение вопроса об организации федерального исследовательского центра по актуальным направлениям исследований на базе вузов и научных институтов


Цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области


Цель стратегии долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области - повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона. Достижение этой цели приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области.


Задачи стратегии долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области.


1. Повышение устойчивости экономики Астраханской области, основой чего должны стать:


а) диверсификация экономики региона с целью смягчения конъюнктурных рисков, связанных с различной динамикой специализированных рынков региона, в том числе создание условий для появления в структуре экономики новых значимых отраслей;


б) сохранение и создание новых рабочих мест, предполагающих использование современных квалификаций и способствующих развитию человеческого капитала региона.


2. Технологическая и корпоративная модернизация экономики Астраханской области, обеспечивающая конкурентоспособность региональных отраслей на внешних рынках.


3. Наращивание значения Астраханской области на Юге России и на Каспии.


4. Обеспечение воспроизводства природных ресурсов Волго-Каспийского бассейна.


5. Сохранение и развитие человеческого потенциала территории.


6. Создание системы стратегического управления развитием региона с целью повышения эффективности системы управления, в особенности в ситуации социально-экономического кризиса:


а) образование структур, работающих с предприятиями и гражданами в ситуации кризиса;


б) осуществление долговой и бюджетной политики, по крайней мере, в среднесрочной перспективе;