Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ" (с изменениями на: 21.10.2013)

4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Значения важнейших индикаторов комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2010 - 2012 годы" в 2010 году по сравнению с расчетным 2004 годом сократились:

- транспортный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств) - на 16.8%, составив 5.9 погибших на 10 тыс. транспортных средств;

- социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения) - на 17.2%, составив 12.0 погибших на 100 тыс. населения;

- тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших) - на 21.6%, составив 9.8 погибших на 100 пострадавших;

- количество детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - на 63.6%;

- количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, - на 3.9%.

Позитивное влияние программно-целевых методов управления на состояние аварийности подтверждается динамикой значений основных показателей аварийности в 1997 - 2010 годах:

1997 - 2003 годы: деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого подхода (период существенного ухудшения ситуации с аварийностью: рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 29.5% за 6 лет);

2004 - 2005 годы: период запуска программно-целевого подхода (сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 4.0% в сравнении с уровнем 2003 года);

2006 - 2007 годы: начало действия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (рост на 3.6% числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, в сравнении с уровнем 2005 года);

2008 - 2010 годы: период интенсивного снижения числа погибших (с 2007 года снижение на 18.4%, с 2004 года - на 21.5%).

Текущая ситуация с аварийностью в Астраханской области характеризуется следующими параметрами:

- около 60% дорожно-транспортных происшествий в Астраханской области происходит на территории города Астрахани, в которых погибает более 30% и получают ранения более 55% от общего числа пострадавших;

- основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (36.9% от всех дорожно-транспортных происшествий и 34.8% погибших);

- свыше половины (59.2%) погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых половина - трудоспособного возраста (26 - 40 лет).

В 2010 году зарегистрировано 132 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибли 4 (-33.3% к уровню 2009 года) и получили ранения 134 ребенка; более половины (54.5%) всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях - дети - являлись пешеходами (73 человека), 38.1% - пассажирами транспортных средств (51 человек), 4.5% - велосипедистами, 3.0% - водителями транспортных средств;

В 2010 году в 75 дорожно-транспортных происшествиях с участием детей-пешеходов погибли 3 и получили ранения 73 ребенка. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев, сооружений - самые распространенные причины наездов на них (42.8% и 28.2% соответственно от всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми Правил дорожного движения).

В общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ежегодно возрастает (от 75.2% от общего количества дорожно-транспортных происшествий в 2004 году до 87.8% в 2010 году). В таких дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (65.2% от общего числа погибших и 71.1% от общего числа раненых).

75.3% от всех дорожно-транспортных происшествий по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения связаны с водителями легковых автомобилей. Каждое четырнадцатое дорожно-транспортное происшествие данной категории совершается водителями в состоянии опьянения (3.3 + 106.3% по сравнению с 2009 годом).

Основной причиной почти каждого пятого дорожно-транспортного происшествия, а также гибели и ранения каждого пятого участника дорожного движения, являются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (в 2010 году - 19.8% дорожно-транспортных происшествий, 26.8% погибших, 18.9% раненых).

Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составило 164 человека, количество дорожно-транспортных происшествий - 1231, социальный риск - 12.0 погибших на 100 тыс. населения.

Сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Рост автомобилизации населения сопровождается негативными последствиями, связанными с потерями и ущербом от дорожной аварийности, загрязнением окружающей среды, проблемами перегрузки автомобильных дорог и городских улиц.

Изучение особенностей дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений.

Эффективная и своевременная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим, оснащение бригад скорой медицинской помощи новейшим оборудованием является основным фактором снижения уровня смертности и тяжести последствий в результате дорожно-транспортных происшествий.

Аварийность на дорогах Астраханской области является одной из серьезнейших социально-экономических проблем и наносит обществу непоправимый ущерб.

В последние годы в Астраханской области реализованы следующие мероприятия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения:

- создана система информационного воздействия на население Астраханской области с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

- обеспечено проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;