В настоящее время на территории автономного округа функционирует 354 потенциально опасных объекта, в том числе 318 промышленных объектов, осуществляющих добычу, переработку, хранение и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Их значительная часть входит в состав нефтегазового комплекса России. Возникновение ЧС на данных объектах, помимо угрозы для населения автономного округа, может повлечь за собой серьезные экономические потери для региона и страны в целом.
Кроме того, на территории автономного округа имеется 1 химически опасный объект, 3 геологических объекта (скважины), на которых в период освоения северных территорий геологоразведочные мероприятия проводились с использованием подземных ядерных взрывов, более 30 промышленных предприятий в автономном округе используют в своей деятельности радиоактивные вещества, более 40 объектов применяют и хранят взрывчатые материалы.
Всего, за последние 5 лет, в результате ЧС и происшествий, включая дорожно-транспортные происшествия и техногенные пожары, погибло 252 человека. Причиненный материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.
В связи с этим возникает потребность в разработке и внедрении современных мер обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в целях реализации инновационных технологий, в том числе в труднодоступных районах и при низких температурах.
Весьма важным направлением для экономики автономного округа является добыча, хранение, транспортировка и переработка углеводородного сырья, а также развитие транспортной и дорожной сети, что в свою очередь создает предпосылки для возникновения различных ЧС, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов как на суше, так и на акватории водных объектов.
Чтобы оперативно реагировать на предупреждение ЧС данного характера работники аварийно-спасательных служб автономного округа (далее - АСС) должны постоянно повышать свой уровень квалификации и проходить переподготовку.
В настоящее время практически все защитные сооружения гражданской обороны в муниципальных образованиях автономного округа пришли в полную негодность. В связи с непопулярностью данных мероприятий в конце 90-х годов данные сооружения оказались практически бесхозными. Если в ближайшее время не озаботиться этой проблемой, то систему защитных сооружений автономного округа придется восстанавливать с нуля.
События в городе Крымске летом 2012 года обратили внимание власти на вопрос оповещения населения. Требуется скорейшее завершение строительства территориальной системы централизованного оповещения населения автономного округа в соответствии с имеющимся проектом, а также внедрение и развитие на территории Ямала комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Требования о создании такой системы содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".
Обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, снижение потерь от стихийных бедствий, предупреждение возникновения техногенных катастроф являются важнейшими задачами исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти и органов государственной власти.