Основы деятельности социальной защиты инвалидов заложены в Конвенции ООН о правах инвалидов. Базовым нормативным актом Российской Федерации в этой области является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 5 Закона ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:
- принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;
- предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализуя названные полномочия, в автономном округе сформирована достаточно развитая региональная база в сфере социальной защиты инвалидов.
Региональными нормативными правовыми актами:
- утверждена Стратегия социальной интеграции инвалидов в автономном округе до 2020 года;
- установлены дополнительные меры социальной поддержки инвалидам и членам их семей;
- закреплены дополнительные социальные гарантии данной категории населения в сфере реализации прав на образование и труд;
- установлены государственные стандарты социального обслуживания;
- определена система органов, участвующих в процессе реабилитации инвалидов, и схема их взаимодействия.
Ответственным исполнителем подпрограммы 1 в соответствии с решением Координационного совета по делам инвалидов при Губернаторе автономного округа подготовлена Методика паспортизации объектов социальной инфраструктуры, на основе которой паспортизированы объекты, требующие первоочередной адаптации. Перечень данных объектов размещен на сайте ответственного исполнителя подпрограммы 1.
На протяжении нескольких лет в автономном округе реализовывалась целевая программа "Социальная поддержка инвалидов", предусматривающая мероприятия по формированию в регионе реабилитационной среды.
Несмотря на достигнутые результаты, в автономном округе в сфере организационно-правового обеспечения процесса социальной интеграции инвалидов и формирования доступной среды жизнедеятельности есть ряд нерешенных вопросов, среди которых отсутствие:
- единого информационного ресурса "Карта доступности Ямало-Ненецкого автономного округа", который позволил бы обеспечить открытость информации о ходе работ по формированию доступной среды;
- правового закрепления порядка проведения паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на территории автономного округа;
- регламентации деятельности организаций физической культуры и спорта, в которых занимаются инвалиды, а также организаций адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Кроме того, не проводится на системной основе мониторинг общественного мнения о деятельности органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления в автономном округе в сфере формирования доступной среды и социальной интеграции инвалидов.
Учитывая положительные результаты в области организационно-правового обеспечения процесса социальной интеграции инвалидов и формирования доступной среды жизнедеятельности, а также наличие нерешенных проблем в данной области необходимо продолжить работу в данном направлении программно-целевым методом.