Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, взяла курс на социальную интеграцию инвалидов.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) (на протяжении ряда лет, как и в целом по Российской Федерации) наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2006 году численность инвалидов составляла 2,6% от всего населения автономного округа, то к началу 2013 года достигла 2,9%.
В соответствии с Федеральным регистром лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, в автономном округе по состоянию на 01 января 2013 года проживают 15 711 инвалидов, в том числе:
- 32 инвалида Великой Отечественной войны и 40 участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами;
- 20 военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
- 13 бывших несовершеннолетних узников, ставших инвалидами;
- 5 990 инвалидов 1 группы, 4 899 инвалидов 2 группы, 2 897 инвалидов 3 группы и 1 816 детей-инвалидов.
Наибольшая численность инвалидов проживает в муниципальных образованиях город Ноябрьск, город Новый Уренгой и Надымский район.
Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" ежегодно впервые признаются инвалидами более полутора тысяч человек.
Численность лиц, впервые признанных инвалидами, и соответственно уровень первичной инвалидности взрослого населения за период с 2006 по 2009 годы имели тенденцию к снижению. С 2009 по 2011 годы, напротив, наблюдается увеличение значения данного показателя.
Динамика показателя уровня первичной инвалидности детского населения нестабильна.
По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения (в 2012 году - 36,2% от общего числа впервые признанных инвалидами), злокачественные новообразования (в 2012 - 21,8% от общего числа впервые признанных инвалидами), болезни костно-мышечной системы (в 2012 - 9,4% от общего числа впервые признанных инвалидами). Инвалидами по зрению в 2012 году признано 3,5% от общего числа впервые признанных инвалидами. Инвалидами по слуху около 0,6% от общего числа впервые признанных инвалидами.
Характеризуя уровень первичной инвалидности детского населения в связи с определенным классом или группой болезней, можно отметить сохранение в тройке лидирующих причин первичной инвалидности болезни нервной системы (в 2012 - 25,0% от общего числа впервые признанных инвалидами), врожденные аномалии (в 2012 - 24,2% от общего числа впервые признанных инвалидами), психические расстройства (в 2012 - 17,6% от общего числа впервые признанных инвалидами). Инвалидами по зрению и слуху среди детского населения в 2012 году признано по 3,5% от общего числа впервые признанных инвалидами.
С учетом граждан, относящихся к иным маломобильным группам населения (лица пожилого возраста, беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста), доля маломобильного населения составляет около 20% от общей численности населения автономного округа.
Социальная защита и социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет являются одним из приоритетных направлений социальной политики в автономном округе.
Решение проблем инвалидов в автономном округе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами различного уровня, направленными на социальную защиту инвалидов.
Развитая законодательная база и материальные ресурсы позволили создать в автономном округе систему социальной защиты инвалидов, состоящую из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих систем (направлений):
- системы мер социальной поддержки инвалидов;
- системы реабилитационных и абилитационных мероприятий;
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.09.2015 N 835-П)
- системы социального обслуживания инвалидов.
Система социальной защиты инвалидов включает в себя комплекс мер, объединяет различные структуры и ведомства для решения одной общей задачи - обеспечения инвалидам равных возможностей в реализации гражданских, экономических и иных прав.