ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 года N 1127-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства ЯНАО от 25.08.2016 N 801-П, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф - 29.08.2016).
____________________________________________________________________
(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2014 N 467-П, от 29.12.2014 N 1134-П, от 08.09.2015 N 835-П, от 15.12.2015 N 1201-П, от 12.05.2016 N 438-П, от 26.05.2016 N 485-П)
В целях совершенствования программно-целевого планирования при реализации государственной политики в сфере социального развития, семейной и демографической политики, охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Доступная среда на 2014 - 2020 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2014 N 467-П, от 29.12.2014 N 1134-П, от 08.09.2015 N 835-П, от 15.12.2015 N 1201-П, от 12.05.2016 N 438-П, от 26.05.2016 N 485-П)
(в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2016 N 438-П)
Ответственный исполнитель Государственной программы | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Соисполнители Государственной программы | департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент физической культуры и спорта Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа; департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа | |
Участники Государственной программы | отсутствуют | |
Цели Государственной программы | обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе | |
Задачи Государственной программы | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы и формирование организационной основы для создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе. 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе, а также уровня просвещенности населения Ямало-Ненецкого автономного округа о вопросах инвалидности, формирование уважительного отношения к правам инвалидов | |
Сроки реализации Государственной программы | 2014 - 2020 годы, без деления на этапы | |
Показатели Государственной программы | 1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе. 2. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Ямало-Ненецкого автономного округа по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов. 3. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе. 4. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе | |
Подпрограммы | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы и формирование организационной основы для создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе. 2. Формирование доступной среды жизнедеятельности в Ямало-Ненецком автономном округе | |
Финансовое обеспечение Государственной программы (тыс. руб.) | ||
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.05.2016 N 485-П) | ||
Общий объем финансирования - 201316,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению, - 201316,0, в том числе: средства федерального бюджета - 9255,0; средства внебюджетных источников - 0,0 | Объем внебюджетных средств - 0,0 |
2014 год - 98201,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 98201,0 (в том числе средства федерального бюджета - 5102,0; средства внебюджетных источников - 0,0) | |
2015 год - 103115,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 99608,0 (в том числе средства федерального бюджета - 4153,0) | |
2016 год - 0,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 0,0 (в том числе средства федерального бюджета - 0,0) | |
2017 год - 0,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 0,0 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 0,0) | |
2018 год - 0, 0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 0,0 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 0,0) | |
2019 год - 0,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 0,0 (в том числе средства федерального бюджета - 0,0) | |
2020 год - 0,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 0,0 (в том числе средства федерального бюджета - 0,0) | |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | комплекс программных мероприятий: - обеспечит совершенствование нормативно-правовой и организационных основ создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе; - позволит провести оценку состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе; - будет содействовать повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе; - позволит повысить уровень доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг (развитие системы реабилитации, абилитации и социальной интеграции инвалидов) в Ямало-Ненецком автономном округе; - создаст условия для информационно-методического и кадрового обеспечения системы реабилитации, абилитации и социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе и устранит социальную разобщенность в обществе; - сформирует позитивное отношение к проблемам жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе. Реализация Государственной программы позволит к 2020 году достичь следующих конечных результатов: - увеличить до 75,3% долю инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе; - увеличить до 95% долю приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Ямало-Ненецкого автономного округа по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов; - повысить до 70% долю доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе; - повысить до 74,8% долю инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе |
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, взяла курс на социальную интеграцию инвалидов.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) (на протяжении ряда лет, как и в целом по Российской Федерации) наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2006 году численность инвалидов составляла 2,6% от всего населения автономного округа, то к началу 2013 года достигла 2,9%.
В соответствии с Федеральным регистром лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, в автономном округе по состоянию на 01 января 2013 года проживают 15 711 инвалидов, в том числе:
- 32 инвалида Великой Отечественной войны и 40 участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами;
- 20 военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
- 13 бывших несовершеннолетних узников, ставших инвалидами;
- 5 990 инвалидов 1 группы, 4 899 инвалидов 2 группы, 2 897 инвалидов 3 группы и 1 816 детей-инвалидов.
Наибольшая численность инвалидов проживает в муниципальных образованиях город Ноябрьск, город Новый Уренгой и Надымский район.
Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" ежегодно впервые признаются инвалидами более полутора тысяч человек.
Численность лиц, впервые признанных инвалидами, и соответственно уровень первичной инвалидности взрослого населения за период с 2006 по 2009 годы имели тенденцию к снижению. С 2009 по 2011 годы, напротив, наблюдается увеличение значения данного показателя.
Динамика показателя уровня первичной инвалидности детского населения нестабильна.
По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения (в 2012 году - 36,2% от общего числа впервые признанных инвалидами), злокачественные новообразования (в 2012 - 21,8% от общего числа впервые признанных инвалидами), болезни костно-мышечной системы (в 2012 - 9,4% от общего числа впервые признанных инвалидами). Инвалидами по зрению в 2012 году признано 3,5% от общего числа впервые признанных инвалидами. Инвалидами по слуху около 0,6% от общего числа впервые признанных инвалидами.
Характеризуя уровень первичной инвалидности детского населения в связи с определенным классом или группой болезней, можно отметить сохранение в тройке лидирующих причин первичной инвалидности болезни нервной системы (в 2012 - 25,0% от общего числа впервые признанных инвалидами), врожденные аномалии (в 2012 - 24,2% от общего числа впервые признанных инвалидами), психические расстройства (в 2012 - 17,6% от общего числа впервые признанных инвалидами). Инвалидами по зрению и слуху среди детского населения в 2012 году признано по 3,5% от общего числа впервые признанных инвалидами.
С учетом граждан, относящихся к иным маломобильным группам населения (лица пожилого возраста, беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста), доля маломобильного населения составляет около 20% от общей численности населения автономного округа.
Социальная защита и социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет являются одним из приоритетных направлений социальной политики в автономном округе.
Решение проблем инвалидов в автономном округе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами различного уровня, направленными на социальную защиту инвалидов.
Развитая законодательная база и материальные ресурсы позволили создать в автономном округе систему социальной защиты инвалидов, состоящую из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих систем (направлений):
- системы мер социальной поддержки инвалидов;
- системы реабилитационных и абилитационных мероприятий;
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.09.2015 N 835-П)
- системы социального обслуживания инвалидов.
Система социальной защиты инвалидов включает в себя комплекс мер, объединяет различные структуры и ведомства для решения одной общей задачи - обеспечения инвалидам равных возможностей в реализации гражданских, экономических и иных прав.
Для обеспечения комплексного подхода к организации социальной защиты инвалидов в автономном округе в дополнение к мерам социальной поддержки и социальной защиты инвалидов, установленным федеральным законодательством, предоставляются региональные меры социальной поддержки, закрепленные в ряде нормативных правовых актов автономного округа.
С 2010 года, объявленного на территории автономного округа Годом равных возможностей, обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения - также стало одним из приоритетных направлений социальной политики автономного округа, что нашло отражение в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее - Стратегии социально-экономического развития автономного округа) и Стратегии социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года (далее - Стратегии социальной интеграции инвалидов).
Исходя из необходимости решения наиболее проблемных вопросов в сфере социализации инвалидов, определены приоритеты реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов, среди которых:
- создание безбарьерной среды и развитие универсального дизайна;
- организация эффективного медицинского обеспечения лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья;
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.09.2015 N 835-П)
- создание условий для реализации прав детей-инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование;
- создание условий для реализации инвалидами конституционного права на труд;
- совершенствование системы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов;
- обеспечение равного доступа инвалидов к услугам в сфере потребления, культуры, спорта;
- расширение социального партнерства общественных организаций инвалидов с органами власти автономного округа и органами местного самоуправления в автономном округе, институтами гражданского общества.
Реализуя Стратегию социальной интеграции инвалидов, в автономном округе осуществляются разносторонние меры по обеспечению физического доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, повышению доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов, социализации данной категории граждан.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.09.2015 N 835-П)
Финансово-организационную основу для реализации мероприятий данной направленности составляли окружная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы" (далее - ОДЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы"), так и разработанные в ее развитие аналогичные муниципальные целевые программы.
Плановые значения показателей эффективности реализуемых программных мероприятий ежегодно достигались, что позволило обеспечить за период реализации ОДЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы" следующие результаты:
Показатели (индикаторы) | Единица измерения | Базовое значение | Плановые показатели | Фактические показатели | Степень выполнения (%) | |||
за 2011 год | за 2012 год | за 2011 год | за 2012 год | за 2011 год | за 2012 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.1. Число специалистов учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам, прошедших курсы повышения квалификации | число | 128 | 138 | 163 | 140 | 165 | 101,4 | 101,2 |
1.2. Количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедренных в практику деятельности социальных служб автономного округа | число | 12 | 14 | 15 | 14 | 15 | 100 | 100 |
1.3. Число информационных материалов о мерах социальной защиты инвалидов, о реабилитационных услугах | число | 24 | 27 | 32 | 29 | 33 | 107,4 | 103,1 |
2.1. Удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг, от общего числа инвалидов | % | 30 | 33 | 35 | 33,6 | 35 | 101,8 | 100 |
2.2. Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа детей-инвалидов | % | 30,4 | 30,5 | 30,6 | 30,7 | 33,5 | 100,7 | 109,4 |
2.3. Удельный вес государственных учреждений, в которых инвалиды занимаются адаптивным спортом, и социальных служб, получивших современное оборудование, инвентарь, средства малой механизации для реабилитации, адаптации инвалидов и ухода за ними, от числа государственных учреждений, в которых инвалиды занимаются адаптивным спортом, и социальных служб | % | 65 | 67 | 95 | 67,6 | 96,2 | 100,9 | 101 |
3.1. Удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, от числа инвалидов, обратившихся за обеспечением техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень | % | 69,5 | 74,5 | 82 | 75 | 90 | 100,7 | 109,7 |
3.2. Удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства, от общего числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства | % | 6,5 | 6,5 | 7 | 100 | 7 | 10 | 100 |
3.3. Число объектов социальной инфраструктуры, адаптированных к потребностям маломобильных групп инвалидов за счет программных средств | число | 0 | введен с 2012 года | 29 | введен с 2012 года | 34 | введен с 2012 года | 117,2 |
3.4. Число приобретенных микроавтобусов с устройствами низкой посадки-высадки инвалидов для организаций социального обслуживания населения и отделений социального обслуживания, созданных при управлениях социальной защиты населения | число | 3 | 6 | 9 | 100,0 | 9 | 5 | 100,0 |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.09.2015 N 835-П) | ||||||||
4.1. Удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, от общего числа инвалидов | % | 10 | 11 | 12 | 11,1 | 15,8 | 100,9 | 131,6 |
4.2. Удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях, от общего числа инвалидов | % | 11 | 12 | 13 | 12,1 | 20,8 | 100,8 | 160,0 |
4.3. Удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов, от общего числа инвалидов | % | 29 | 30 | 31 | 30,2 | 31 | 100,6 | 100 |
5.1. Удельный вес инвалидов, получающих профессиональное образование, от числа инвалидов, нуждающихся в профессиональной реабилитации | % | 1,98 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 3,2 | 100 | 160 |