ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 года N 382
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ АКВАКУЛЬТУРЫ, РЫБОЛОВСТВА И РЫБОПЕРЕРАБОТКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2012-2016 ГОДОВ"
(в ред. постановления Администрации РО от 05.09.2011 N 583, постановлений Правительства РО от 13.04.2012 N 286, от 12.07.2012 N 625, от 16.08.2012 N 766, от 17.10.2012 N 961, от 14.12.2012 N 1086, от 16.05.2013 N 284, от 16.09.2013 N 565, от 07.11.2013 N 685, от 19.12.2013 N 796)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 05.12.2013 N 749.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Администрации Ростовской области от 11.05.2011 N 141 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области на период 2012-2016 годов", решением коллегии Администрации Ростовской области от 25.04.2011 N 40 "О проекте областной долгосрочной целевой программы "Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области на период 2012-2016 годов"
постановляю:
1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу "Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области на период 2012-2016 годов" согласно приложению N 1.
2. Утвердить методику оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области на период 2012-2016 годов" согласно приложению N 2.
3. Министерству финансов Ростовской области (Федотова Л.В.) предусмотреть ассигнования на реализацию Областной долгосрочной целевой программы "Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области на период 2012-2016 годов" при формировании областного закона об областном бюджете на соответствующий период.
(п. 3 в ред. постановления Правительства РО от 13.04.2012 N 286)
4. Установить, что в ходе реализации Областной долгосрочной целевой программы "Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области на период 2012-2016 годов" мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области по взаимодействию с административными органами - руководителя аппарата Главы Администрации (Губернатора) области Василенко В.Н.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Распоряжение вносит
департамент охраны и использования
объектов животного мира и водных
биологических ресурсов области
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ АКВАКУЛЬТУРЫ, РЫБОЛОВСТВА И РЫБОПЕРЕРАБОТКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2012-2016 ГОДОВ"
(в ред. постановления Администрации РО
от 05.09.2011 N 583,
постановлений Правительства РО от 13.04.2012 N 286,
от 12.07.2012 N 625, от 16.08.2012 N 766,
от 17.10.2012 N 961, от 14.12.2012 N 1086,
от 16.05.2013 N 284, от 16.09.2013 N 565,
от 07.11.2013 N 685, от 19.12.2013 N 796)
Наименование - Областная долгосрочная целевая программа "Пилотный
Программы проект по развитию аквакультуры, рыболовства и
рыбопереработки в Ростовской области на период
2012-2016 годов" (далее - Программа)
Основание для - распоряжение Администрации области от 11.05.2011
разработки N 141 "О разработке Областной долгосрочной целевой
Программы программы "Пилотный проект по развитию аквакультуры,
рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области
на период 2012-2016 годов"
Государственный - департамент охраны и использования объектов
заказчик - животного мира и водных биологических ресурсов
координатор области
Программы
Государственный - министерство сельского хозяйства и продовольствия
заказчик области
Программы
Разработчик - департамент охраны и использования объектов
Программы животного мира и водных биологических ресурсов
области
Основная цель - обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственной
Программы отрасли региона для удовлетворения спроса населения
на рыбную продукцию
Основные задачи - восстановление и развитие производственно-
Программы технической базы рыбопромысловых предприятий,
предприятий аквакультуры и рыбопереработки;
развитие новых направлений аквакультуры;
улучшение условий естественного воспроизводства
водных биологических ресурсов
Сроки реализации - 2012-2016 годы
Программы
Структура - раздел I. Содержание проблемы и обоснование
Программы, перечень необходимости ее решения программными методами;
подпрограмм, раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
основных реализации Программы, а также целевые показатели;
направлений и раздел III. Система программных мероприятий, в том
мероприятий числе ресурсное обеспечение Программы, с перечнем
программных мероприятий с разбивкой по годам,
источникам и направлениям финансирования;
3.1. Мероприятия по развитию аквакультуры.
3.1.1. Мероприятия по развитию пастбищного
рыбоводства.
3.1.2. Мероприятия по развитию товарного
рыбоводства.
3.1.3. Мероприятия по развитию новых направлений
аквакультуры.
3.2. Мероприятия по развитию промышленного
рыболовства.
3.3. Мероприятия по охране водных биоресурсов.
3.4. Мероприятия по развитию рыбопереработки.
3.5. Экономически значимые мероприятия,
предусмотренные в области животноводства, в
соответствии с приказом министерства сельского
хозяйства и продовольствия Ростовской области от 24
мая 2013 г. N 76-1.2.1-1 "Об утверждении программы
"Развитие сельскохозяйственного рыбоводства
в Ростовской области на 2013-2016 годы";
раздел IV. Нормативное обеспечение Программы;
раздел V. Механизм реализации Программы, включая
организацию управления Программой и контроль
за ходом ее реализации;
раздел VI. Оценка эффективности реализации
Программы;
приложение. План по привлечению средств федерального
бюджета на реализацию мероприятий Программы
(в ред. постановления Правительства РО от 07.11.2013 N 685)
Исполнители - департамент охраны и использования объектов
Программы животного мира и водных биологических ресурсов
области;
министерство сельского хозяйства и продовольствия
области
Объемы и источники - общий объем финансирования - 511121,6 тыс. рублей,
финансирования в том числе:
Программы средства федерального бюджета - 21940,0 тыс. рублей,
в том числе:
2012 год - 391,0 тыс. рублей;
2013 год - 21549,0 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 283027,2 тыс. рублей,
в том числе:
2012 год - 54940,1 тыс. рублей;
2013 год - 55280,2 тыс. рублей;
2014 год - 48306,9 тыс. рублей;
2015 год - 64500,0 тыс. рублей;
2016 год - 60000,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 206154,4 тыс. рублей,
в том числе:
2012 год - 34678,7 тыс. рублей;
2013 год - 50018,8 тыс. рублей;
2014 год - 31456,9 тыс. рублей;
2015 год - 45000,0 тыс. рублей;
2016 год - 45000,0 тыс. рублей.
(в ред. постановления Правительства РО от 19.12.2013 N 796)
Ожидаемые конечные - в результате реализации Программы планируется
результаты достижение следующих конечных значений целевых
реализации показателей Программы:
Программы увеличение объемов производства рыбы-сырца до 34,1
тыс. тонн, в том числе за счет увеличения объемов
производства товарной рыбы до 20,0 тыс. тонн
и увеличения объемов уловов водных биоресурсов
до 14,1 тыс. тонн;
увеличение объемов производства рыбопродукции
до 28,0 тыс. тонн;
улучшение условий нерестовых миграций за счет
производства работ по расчистке нерестовых рек
в совокупном объеме 95,7 тыс. куб. м;
увеличение объема выручки от реализации
рыбопродукции до 2097,0 млн. рублей;
увеличение количества занятых на предприятиях
рыболовства, рыбоводства и производства готовой
продукции до 3000 человек
(в ред. постановления Правительства РО от 07.11.2013 N 685)
Система организации - контроль за реализацией Программы осуществляется
контроля за Правительством Ростовской области в соответствии
исполнением с нормативными правовыми актами Правительства
Программы Ростовской области, а также Контрольно-счетной
палатой Ростовской области в пределах ее
полномочий
(в ред. постановления Правительства РО от 17.10.2012 N 961)
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе является продовольственная безопасность.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации установлено, что определяющую роль в ее обеспечении играют сельское, рыбное хозяйство и пищевая промышленность.
Пороговое значение удельного веса отечественной рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, обеспечивающее продовольственную безопасность России, составляет 80 процентов. Однако в материалах Стратегии развития аквакультуры Российской Федерации на период до 2020 года приведены данные, согласно которым только 50 процентов дефицита отечественного пищевого рыбного белка, который составляет 1,3 млн. тонн, покрывается внутренними поставками.
Названные показатели учтены в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, которой определено, что в целях развития агропромышленного кластера необходимо развивать его наиболее перспективные секторы. В подразделе 4.2.2.1 раздела 4 Стратегии говорится, что существенным потенциалом роста обладает именно рыбный сектор, и в качестве основных направлений его развития определены: поддержка инвестиций в аквакультуру, обеспечение воспроизводства (как основы сырьевой базы рыболовства) и развитие рыбопереработки.
Данным документом также указано, что 16 процентов трудовых ресурсов региона занято в сфере сельского хозяйства, охоты и рыболовства. Конкретно на предприятиях рыбохозяйственного комплекса работают около 6 тыс. человек. При этом большая часть из них находятся в сельской местности с высоким дефицитом рабочих мест. Поэтому развитие рыбохозяйственной отрасли региона имеет не только политическое и экономическое, но и большое социальное значение.
Основные составляющие рыбохозяйственной отрасли - это товарное рыбоводство (аквакультура), рыболовство и рыбопереработка.
Аквакультура - наиболее перспективное направление рыбного хозяйства.
Высокие издержки рыбоводства, устаревшая производственная база привели к тому, что количество рыбы, выращиваемой в Ростовской области, в 1990 годах резко сократилось с 25-28 тыс. тонн до 5,6 тыс. тонн в год.
Благодаря принимаемым мерам государственной поддержки из областного и федерального бюджетов производство товарной рыбы в Ростовской области с 1998 года увеличилось втрое - до 17,4 тыс. тонн (2010 год), в результате Ростовская область последние годы является лидером среди субъектов Российской Федерации по данному показателю.
Однако в настоящее время появляются новые риски для развития данной подотрасли. С 1 января 2011 года для юридических лиц электроэнергия поставляется по свободным ценам, что наряду с переводом поставщиками электроэнергии прудовых хозяйств в более дорогую ценовую зону привело к резкому росту тарифа на электроэнергию (2009 год - 2,2 рубля кВт/час, 2010 год - 3,16 рубля кВт/час, 2011 год - 5,2 рубля кВт/час). Кроме того, закупочная цена на фуражную пшеницу, являющуюся основой большинства комбикормов для рыбы, за период с 1 февраля 2010 г. по 2 февраля 2011 г., по данным министерства сельского хозяйства и продовольствия области (далее - минсельхозпрод области), выросла с 3,6 тыс. рублей/тонна до 6,0-6,7 тыс. рублей/тонна. Как следствие, рыбоводные хозяйства смогут ее приобрести не дешевле чем 8,0 тыс. рублей/тонна.
При этом цена на продукцию рыбоводства и рыболовства, по данным Ростовстата, по состоянию на ноябрь 2010 года сократилась на 5 процентов. Учитывая, что и в 2009 году рост цен на эти виды продукции не превышал официальный уровень инфляции, составив 8,7 процента, при этом объем реализации в натуральном выражении не сократился, можно говорить о насыщении регионального рынка производимой в области рыбой.
Вместе с тем практически все прудовые хозяйства в настоящее время выращивают только три вида рыб: карп, толстолобик и амур. Ограниченный ассортимент существенно сдерживает сбыт продукции аквакультуры. Поэтому дальнейшее развитие этого направления требует внедрение в производство новых объектов выращивания (товарные осетровые, форель, сомовые и другие).
Необходимость развития аквакультуры обусловлена также резким снижением запасов ценных видов рыб в естественных водоемах, являющихся производственным полем деятельности для следующей подотрасли рыбного хозяйства - рыболовства.
Основными объектами промысла в Азовском и Черном морях на сегодняшний день являются мелкосельдевые (тюлька, хамса, шпрот), бычки и пиленгас. Из перечисленных видов рыб высокорентабельный и валютоемкий только пиленгас, остальные объекты промысла низкорентабельны. Рекомендованные объемы добычи, предоставляемые рыбодобывающим организациям Ростовской области в Азовском и Черном морях, составляют более 40 тыс. тонн в год, из них около 90 процентов - это мелкосельдевые виды рыб и бычки, доходы от их вылова в настоящее время не могут обеспечить активное развитие рыбодобывающих предприятий, в результате чего уровень их освоения не превышает 20-25 процентов. Увеличение доходов возможно при наращивании объемов добычи на единицу флота, для чего необходима дорогостоящая модернизация и ремонт промысловых судов, износ которых достигает 80 процентов, что для большинства предприятий весьма затруднительно. Низкая рентабельность судового промысла мелкосельдевых и бычков привели к сокращению численности рыбопромыслового флота Ростовской области за последние 5 лет более чем в 3 раза - с 14 действующих сейнеров и приемно-транспортных рефрижераторов до 4.
Вместе с тем необходимо учитывать, что благодаря своей низкой стоимости эти виды рыб и рыбопродукция из них являются социально значимыми. Кроме того, тюлька необходима для полноценного функционирования таких сопряженных отраслей, как птицеводство, животноводство и звероводство. А такие виды, как шпрот, хамса и бычки могут послужить сырьем для восстановления производства консервов в Ростовской области.
Сохранение данного вида промысла особенно важно в свете того, что Азовское море является межгосударственным водоемом и квоты добычи водных биоресурсов в нем распределяются между Россией и Украиной на основе сопоставления величин уловов. В последние годы Российская сторона существенно уступает Украине, и если не принять срочных мер, российские рыбодобывающие организации будут вытеснены из Азовского моря.
Одним из главных препятствий развития рыболовства в пресноводных водоемах является несовершенство правовой базы на федеральном уровне. В материалах Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова отмечено, что действующее законодательство ориентировано на регулирование рыболовства в морских водах. При этом основная часть ценных видов водных биоресурсов добывается ростовскими рыбаками во внутренних пресноводных водоемах (реках и водохранилищах).