Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013-2020 ГОДАХ" (с изменениями на: 26.12.2013)

2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

Во исполнение пункта 22 плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, необходимо проведение мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие водохозяйственного комплекса.

В настоящее время состояние водных объектов в Ростовской области характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, наличием в них большого количества неинженерных сооружений. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов Ростовской области. На сегодняшний день 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов и их берегов.

Подбор мероприятий по восстановлению пропускной способности водотоков (расчистке рек области) осуществлялся в соответствии с основными задачами Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года на основании бассейнового принципа. В состав Программы вошли мероприятия по восстановлению пропускной способности водотоков бассейнов рек Калитва, Кагальник, Тузлов. Для рек данных бассейнов характерно заиление и зарастание русел, связанное со сбросами неочищенных сточных вод, многочисленным строительством в руслах рек глухих плотин и перегораживающих сооружений неинженерного типа, распашкой земель до уреза воды, размещением хозяйственных объектов в водоохранных зонах и прибрежных полосах рек. Интенсивное антропогенное воздействие, наряду с природными факторами привело к деградации водных объектов бассейнов.

Разрушение берегов в результате абразионных процессов, вызванных природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водные объекты области, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Процессы берегоразрушения формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водных объектов. В состав берегоукрепительных мероприятий Программы вошли мероприятия по ранее начатым объектам, а также по объектам, непроведение берегоукрепления по которым может повлечь чрезвычайные ситуации и причинение значительного ущерба населению и экономике области.

Вызывает серьезные опасения безопасность напорных гидротехнических сооружений (далее - также ГТС), многие из которых находятся в аварийном или предаварийном состоянии, значительная часть сооружений в настоящее время являются бесхозяйными.

На начало 2012 года на территории Ростовской области расположено 1389 напорных гидротехнических сооружений, в том числе 1135 ГТС, находящихся в муниципальной собственности и бесхозяйных. Из них 292 ГТС, находящихся в муниципальной собственности и бесхозяйных, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения ремонтных работ. Существующая ситуация с уровнем безопасности ГТС чревата возникновением чрезвычайных ситуаций со значительным материальным ущербом.

Мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений сформированы по результатам обследования аварийных, потенциально опасных ГТС, находящихся в муниципальной собственности, или бесхозяйных, которое осуществлялось в 2008-2009 годах межведомственной рабочей группой во исполнение решения коллегии Администрации Ростовской области от 08.09.2008 N 51.

Выбор объектов осуществлен с учетом технического состояния сооружений, их влияния на паводковую ситуацию, величины предполагаемого ущерба в случае невыполнения мероприятия, а также заинтересованности администраций муниципальных образований области в выполнении мероприятий и возможности обеспечить их софинансирование.

Наряду с мероприятиями по капитальному ремонту и реконструкции в состав Программы вошли мероприятия по ликвидации ГТС. Указанное обусловлено тем, что в случае, когда ГТС не имеет хозяйственной либо иной значимости и находится в неудовлетворительном техническом состоянии, проведение мероприятий по капитальному ремонту или реконструкции экономически нецелесообразно и необходима их ликвидация.

На сегодняшний день на территории Ростовской области расположено 681 бесхозяйное гидротехническое сооружение. Основная причина, по которой муниципальные органы не ведут работу по принятию их в муниципальную собственность, - отсутствие средств в бюджетах муниципальных образований области.

Среди данных сооружений имеется ряд ГТС, представляющих серьезную угрозу для населения и экономики Ростовской области в случае аварийной ситуации. Определение собственников данных ГТС является важнейшим условием обеспечения их дальнейшей безопасности.

В связи с этим в рамках мероприятий Программы предусмотрены субсидии областного бюджета муниципальным образованиям на проведение работ по принятию бесхозяйных ГТС в муниципальную собственность.

(в ред. постановления Правительства РО от 10.10.2013 N 636)

Абзац исключен. - Постановление Правительства РО от 26.12.2013 N 818.

Ростовская область в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219, наделена полномочиями по осуществлению наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, а также водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений. Однако к 2013 году водным мониторингом охвачены 3 бассейна рек Тузлов, Кундрючья и Калитва, что явно недостаточно, т.к. без оценки реального состояния водохозяйственного комплекса, полученного на основании мониторинговых наблюдений, невозможно принятие правильных и своевременных управленческих решений, направленных на его поддержание в удовлетворительном состоянии и развитие.

Для решения проблем охраны и рационального использования водных объектов была разработана и успешно реализуется подпрограмма "Охрана и рациональное использование водных объектов или их частей, расположенных на территории Ростовской области" в рамках областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011-2015 годы".

Однако проблемы водохозяйственного комплекса на территории области требуют обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода на более длительный период, что обусловило необходимость разработки отдельной областной долгосрочной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013-2020 годах".

Важным аргументом в пользу принятия Программы является тот факт, что федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350, с 2013 года бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены субсидии из федерального бюджета на софинансирование региональных программ, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод. Основным условием предоставления указанных субсидий является наличие утвержденной региональной программы развития водохозяйственного комплекса субъекта Российской Федерации.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Учитывая взаимосвязанный характер актуальных для Ростовской области проблем оздоровления водных объектов и предотвращения негативного воздействия вод, а также необходимость привлечения финансовых средств из различных источников (из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) в связи с затратностью большинства планируемых водохозяйственных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации, решение обозначенных выше проблем возможно только программно-целевым методом, предполагающим ориентацию деятельности на достижение поставленных целей.

На решение задач по обеспечению рационального водопользования на территории Ростовской области влияет ряд неблагоприятных факторов (рисков):

финансово-экономические - недостаточный объем средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод, а также недостаточный объем средств субсидий федерального бюджета, выделяемых на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений;

природно-климатические - влияние климатических условий на гидрологическую ситуацию в бассейнах рек области, на состояние гидротехнических сооружений и берегов водных объектов.