11.1. Краткий анализ ситуации.
На территории Ростовской области зарегистрировано более 250 тысяч предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах жизнеобеспечения общества. Согласно принципам охраны окружающей среды любая планируемая хозяйственная и иная деятельность является опасной для окружающей среды (презумпция экологической опасности).
Для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека действующим законодательством установлены ограничения и правила, направленные на минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В постсоветские годы экономика страны претерпела значительные изменения, наблюдается тенденция разукрупнения предприятий, увеличивается количество предприятий и организаций, относящихся к сфере оказания услуг. Однако нормами действующего законодательства не учитываются ни вид деятельности, ни объемы производства, ни финансовые затраты на обеспечение всех требований. Государственная система регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды предъявляет одинаково высокие требования к объектам повышенной экологической опасности и к объектам с незначительным воздействием, что приводит к непропорциональным экономическим издержкам предприятий и неэффективной работе государственных органов. Затраты многих малых и средних предприятий на разработку и согласование предельно допустимых выбросов, сбросов и лимитов нередко кратно превышают суммы вносимых платежей за негативное воздействие.
На большинстве предприятий отсутствуют специалисты в области охраны окружающей среды, а уровень экологических знаний, в том числе в части требований, предъявляемых законодательством к охране окружающей среды, у руководителей крайне низок, в результате чего происходит значительное количество нарушений природоохранного законодательства.
Кроме того, недостаточная обеспеченность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды техническими средствами фиксации нарушений природоохранного законодательства оставляет возможность для опротестования факта нарушения природоохранного законодательства и ухода нарушителя от ответственности.
11.2. Государственный экологический надзор призван обеспечить предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства в целях обеспечения экологической безопасности на территории Ростовской области.
Основной задачей государственного экологического надзора является повышение его эффективности за счет:
увеличения количества предприятий и организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, охваченных контрольными мероприятиями;
повышения обеспеченности государственных инспекторов в области охраны окружающей техническими средствами фиксации нарушений природоохранного законодательства;
установления дифференцированных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на экологически опасных объектах и на объектах, оказывающих умеренное или незначительное воздействие;
обеспечения предупреждения нарушений.
11.3. Первоочередные меры:
подготовка предложений по внесению изменений в федеральные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, предусматривающие дифференциацию требований к объектам хозяйственной деятельности в зависимости от вида и объема экономической деятельности и оказываемого влияния на окружающую среду;
обеспечение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды современными техническими средствами фиксации нарушений природоохранного законодательства, в том числе оборудованием для проведения измерений и экспертиз;