СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые параметры | Сильная сторона | Слабая сторона |
1. Текущее состояние | значительный объем инвестиций в основной капитал и стабильное нахождение в Топ-20 субъектов Российской Федерации по данному показателю (по итогам 2015 года); специализация в привлечении иностранного капитала в обрабатывающую промышленность (более 40 процентов остатков ПИИ); успешная реализация крупных инвестиционных проектов (наличие "историй успеха") | значительное отставание по доле инвестиций в обрабатывающие производства в совокупном объеме инвестиций в основной капитал от ведущих регионов по данному показателю; значительное отставание объема инвестиций в высокотехнологичные производства в структуре привлекаемых инвестиций в обрабатывающие производства; низкая инвестиционная активность малых и средних предприятий с тенденцией на последующее снижение; тенденция снижения объемов поступления прямых иностранных инвестиций, сопряженная с сокращением остатков ПИИ; превалирование в страновой структуре остатков ПИИ инвестиций из государств, носящих статус оффшорных территорий (порядка 50 процентов остатков ПИИ); высокий уровень территориальной дифференциации распределения инвестиций по муниципальным образованиям |
Инфраструктура и ресурсы | ||
1.1. Экономико-географическое положение | включенность в международные транспортные коридоры (связь с 16 государствами водно-речными линиями) | |
1.2. Транспортная инфраструктура: автодорожный комплекс | достаточно высокая плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (по итогам 2014 года 260 км путей на 1000 км2 территории при среднероссийском значении - 60 км); достаточно высокая доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям на конец года, регионального или межмуниципального значения (в сравнении со среднероссийскими показателями) - по итогам 2015 года доля в Ростовской области - 50,7 процента / 19-е место в Российской Федерации | значительная часть автомобильных дорог общего пользования работает в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки; неравномерность распределения сети автомобильных дорог (плотность дорожной сети в районах, прилегающих к областному центру и к крупным городам, значительно выше, чем в периферийных районах); недостаточная пропускная способность пограничных переходов (оборудование таможенных постов на автомобильных переходах и в портах Таганрога, Азова и Ростова-на-Дону не позволяет качественно и оперативно осуществлять таможенное оформление и пограничный контроль с минимальными издержками) |
1.3. Транспортная инфраструктура: железнодорожный комплекс | наличие крупных железнодорожных узлов; достаточно высокая плотность покрытия железнодорожных путей (по итогам 2015 года в Ростовской области - 182,3 км путей на 10000 км2 против 50,0 км в среднем в Российской Федерации) | недостаточная пропускная способность инфраструктуры в Ростовском железнодорожном узле, которая не соответствует перспективным грузо- и пассажиропотокам; неразвитость сети железных дорог, особенно в северо-восточных районах области; высокий уровень износа основных фондов железнодорожного транспорта (прежде всего, подвижного состава, путевого хозяйства, ремонтной базы); незадействованность промышленного железнодорожного транспорта в городах области, где пустуют промышленные станции и малодеятельные подъездные пути к промышленным зонам |
1.4. Транспортная инфраструктура: внутренний водный и морской транспорт | наличие международного морского порта | высокий износ гидротехнических сооружений Волго-Донского канала и заносимость водных путей Таганрогского залива и реки Дон; малые глубины судоходных путей, не позволяющие заходить в порты морским судам грузоподъемностью более 3 - 5 тыс. тонн; несоответствие специализации и оснащенности морских и речных портов структуре и объемам существующих и перспективных внешнеторговых грузопотоков (контейнеры, нефтепродукты, химические грузы наливом и насыпью, другое); несоответствие технического состояния значительной части флота "река - море" современным требованиям (снижение экономической эффективности его использования и уровня безопасности мореплавания); износ основных производственных фондов (на морском транспорте 5 процентов, на внутреннем водном - почти 70 процентов); отсутствие внутрирегиональных и международных пассажирских перевозок водным транспортом |
1.5. Транспортная инфраструктура: воздушный транспорт | наличие международного аэропорта; строительство аэропортового комплекса "Платов" | низкий уровень развития инфраструктуры аэропортовых комплексов (аэровокзалов, взлетно-посадочных полос аэродромов, обеспечивающих служб); практическое отсутствие воздушного сообщения на местных и региональных воздушных линиях |
1.6. Терминально-логистическая инфраструктура | - | перегрузочные мощности не обеспечены обслуживающей транспортно-логистической инфраструктурой (припортовыми станциями, накопительными терминалами, авто- и железнодорожными подъездами, современными логистическими центрами); отсутствие высокотехнологичных мультимодальных транспортно-логистических комплексов на магистральных направлениях грузопотоков и в зоне деятельности крупных транспортных узлов; стихийный характер размещения терминально-складских мощностей (без учета номенклатуры перерабатываемых грузов, зон формирования и поглощения грузопотоков) |
1.7. Энергетическая инфраструктура | энергоизбыточность региона; развитая энергетическая инфраструктура, включающая в себя все виды электрогенерации: атомная (Волгодонская АЭС), гидроэлектростанции (Цимлянская ГЭС), тепловые гидроэлектростанции (Новочеркасская ГРЭС), тепловые электростанции, газотурбинные | высокие тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей |
1.8. Телекоммуникационная инфраструктура | наличие всех современных видов связи; оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателями выше среднего (рейтинг АСИ) | недостаточное использование сети Интернет организациями (удельный вес организаций, использовавших Интернет, по субъектам Российской Федерации (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации) ниже среднероссийского уровня и составляет 86 процентов; Ростовская область - на 63-м месте по итогам 2014 года) |
1.9. Финансовая инфраструктура | развитая финансовая инфраструктура (количество действующих кредитных организаций и их филиалов в субъекте Российской Федерации, 2015 год - 3-е место в Российской Федерации): широко представленный банковский сектор (в том числе крупнейший региональный банк Юга России ПАО КБ "Центр-Инвест"); значительное число страховых компаний и их филиалов | - |
1.10. Технологическая инфраструктура | достаточно высокая стоимость основных фондов (на конец 2014 года Ростовская область находилась на 19-м месте в Российской Федерации со стоимостью основных фондов 2085372,0 млн. рублей); достаточно большое количество используемых передовых производственных технологий (по итогам 2015 года 19-е место в Российской Федерации; 3047 данных технологий по итогам 2015 года); достаточно высокий объем затрат на технологические инновации (по итогам 2014 года - 17-е место в Российской Федерации; 19223,4 млн. рублей) | невысокий уровень модернизационных процессов (доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал (в процентах), 2014 год - 15,8 процента / 57-е место в Российской Федерации / значения показателя ниже среднероссийского уровня); невысокий уровень обновления основных средств производства (доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на реконструкцию и модернизацию, по субъектам Российской Федерации (в процентах)), 2014 год - 28,3 процента / 40 место в Российской Федерации / значения показателя ниже среднероссийского уровня) |
1.11. Научно-инновационная инфраструктура | значительный научно-исследовательский потенциал и нахождение в ТОП-10 регионов - лидеров по затратам на научные исследования и разработки (по итогам 2014 года - 8-е место в Российской Федерации / 14722,6 млн. рублей / 1,7 процента от общероссийского объема); высокие позиции в рамках коэффициента изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения; по итогам 2015 года 12-е место в Российской Федерации / 1,77); большое количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки (по итогам 2014 года Ростовская область входит в ТОП-10 регионов России: 8-е место в Российской Федерации / 87 организаций); большая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек) (по итогам 2014 года Ростовская область входит в ТОП-10 регионов России: 9-е место в Российской Федерации / 12622 человека); высокие позиции по численности исследователей с учеными степенями (по итогам 2014 года 11-е место в Российской Федерации / 1473 человека); развитая система региональных институтов поддержки инновационной деятельности: НП "ЕРЦИР РО"; 11 инновационно-ориентированных региональных образовательных организаций высшего образования; 10 инновационно-технологических центров; 20 центров коллективного пользования (при образовательных организациях высшего образования); представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Ростовской области | невысокий уровень инновационной активности организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций, в процентах), в 2014 год - 9,6 процента / 31-е место в Российской Федерации, Ростовскую область опережают 35 субъектов Российской Федерации с показателями 9,7 - 29,2 процента / значения показателя ниже среднероссийского уровня) |
1.12. Трудовые ресурсы | большое количество квалифицированных работников (численность квалифицированных работников, 2015 г. - 1756 тыс. человек / 6-е место в Российской Федерации); большое количество высококвалифицированных работников (численность высококвалифицированных работников, 2015 г. - 524,90 тыс. человек / 8-е место в Российской Федерации) | низкий уровень привлекательности региона для трудовых ресурсов (среднемесячная начисленная заработная плата работников, 2015 год - 53-е место в Российской Федерации, а также существенно ниже среднероссийского уровня); уровень безработицы выше среднероссийского (уровень безработицы (по методологии МОТ), 2015 год - 6,10% / 44-е место в Российской Федерации); коэффициент напряженности на рынке труда выше среднероссийского (4,0 против 3,3); отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к среднегодовой численности занятого населения, 2014 г. - 24,2 процента / 47-е место в Российской Федерации |
2. Государственное и муниципальное управление | по уровню развития МФЦ Ростовская область в тройке лидеров в Российской Федерации; высокие позиции по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти (17-е место) | - |
3. Внутренний рынок региона | 6-е место в Российской Федерации по численности населения; высокий абсолютный показатель объема оборота розничной торговли (объем оборота розничной торговли, 2015 год - 824914,50 млн. рублей / 5-е место в Российской Федерации) | - |
4. Развитие МСП | наличие развитой системы региональных институтов поддержки МСП: АНО "РРАПП" (крупнейшая микрофинансовая организация в России): Центр поддержки предпринимательства "Бизнес-Экосистема"; НКО "Гарантийный фонд Ростовской области"; 4 бизнес-инкубатора; 2 технопарка; Муниципальный центр развития предпринимательства; 12 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития; 14 муниципальных агентств поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; 14 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств; 10 инновационно-технологических центров; качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства (информационный портал, образовательные и консультационные услуги) выше среднего (рейтинг АСИ); эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства выше среднего (рейтинг АСИ); эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства (оценка доступности кредитных ресурсов) выше среднего (группа А, рейтинг АСИ) | относительно низкий показатель количества малых и средних предприятий на 1000 человек населения (количество малых и средних предприятий в расчете на 1000 человек населения субъекта Российской Федерации, 2014 год - 11-е место в Российской Федерации, 32 субъекта опережают Ростовскую область с показателем 14,00 - 42,00 единицы) |
5. Регуляторная среда | эффективность процедур по выдаче лицензий (оценка) выше среднего уровня (рейтинг АСИ) | эффективность процедур регистрации предприятий ниже среднего (рейтинг АСИ); эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство ниже среднего (рейтинг АСИ); эффективность процедур по регистрации прав собственности ниже среднего (рейтинг АСИ); эффективность процедур по подключению электроэнергии ниже среднего (рейтинг АСИ); административное давление на бизнес ниже среднего (рейтинг АСИ); эффективность процедур постановки земельного участка на кадастровый учет и качество территориального планирования ниже среднего (рейтинг АСИ) |
6. Инфраструктура поддержки инвестиций | оценка объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов) предпринимателями выше среднего (группа А, рейтинг АСИ); эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса выше среднего (рейтинг АСИ); эффективность работы механизмов поддержки бизнеса выше среднего (рейтинг АСИ); качество информационной поддержки бизнеса выше среднего (рейтинг АСИ) наличие региональных институтов развития инвестиционной сферы: НП "Агентство инвестиционного развития Ростовской области"; ОАО "Региональная корпорация развития". Развитая система объектов инвестиционной инфраструктуры: 7 промышленных зон (Красносулинская промзона, Новоалександровская промзона, Южно-Батайская промзона, Гуковская промзона, Донецкая промзона, Азовская промзона, Усть-Донецкая промзона); перспективные инвестиционные площадки в муниципальных образованиях. Инструменты финансовой поддержки инвесторов: налоговые льготы по налогам на прибыль организаций и на имущество организаций; пониженная ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, а также на рефинансирование ранее полученных кредитов); субсидии на возмещение части затрат на технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; ТОСЭР "Гуково": налоговые льготы; сниженные тарифы по страховым взносам во внебюджетные фонды; административная поддержка: перечень "100 Губернаторских инвестиционных проектов" | невысокие позиции по уровню развития ГЧП (34-е место в Российской Федерации в Рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Центра развития государственно-частного партнерства за 2015 - 2016 годы) |