Действующий

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 30.12.2016)


2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Ярославской области, и обуславливающие их обстоятельства


2.1. Наличие очередности на получение услуг в стационарных организациях социального обслуживания.

По состоянию на 01.01.2016 очередность на получение услуг в организациях социального обслуживания составляла 141 человек в психоневрологических интернатах. За период 2014 - 2016 годов очередь сократилась в 2 раза с 285 человек до 141 человека.

В целях снижения очередности с учетом динамики старения населения постановлением Правительства области от 31.12.2014 N 1435-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 23.07.2008 N 385-п" утверждена Схема территориального планирования Ярославской области, в рамках которой реализованы следующие мероприятия:

N
п/п

Наименование объекта капитального строительства

Мощность капитального строительства

Сроки реализации

планируемое количество мест

планируемая площадь, кв. м

начало работ и/или разработки проектной документации

ввод объекта в эксплуатацию

1

2

3

4

5

6

1

Реконструкция спального корпуса государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области Гаврилов-Ямский дом-интернат для престарелых и инвалидов

62

2200

2012

2014

2

Капитальный ремонт государственного казенного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Центр социальной помощи семье и детям"

10

2100

2012

2014

3

Строительство спального корпуса с очистными сооружениями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Кривецкий специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"

94

3000

2012

2016

Итого

166

7300


Реализация Схемы территориального планирования Ярославской области позволяет устранить неравномерности и диспропорции в развитии стационарного социального обслуживания групп населения, требующих социальной помощи, в муниципальных образованиях Ярославской области, а также провести комплексную модернизацию организаций социального обслуживания, способствующую развитию полноценной инфраструктуры стационарных организаций для создания благоприятных условий проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В 2015 году разработаны и реализуются в 2016, 2017 годах дополнительные меры для снижения очередности на получение социальных услуг в психоневрологические интернаты (с учетом ежегодного признания нуждаемости в социальных услугах и смертности в организациях социального обслуживания).

Реализация дополнительных мер позволяет к 2018 году полностью ликвидировать очередность в психоневрологические интернаты путем проведения следующих мероприятий:

N
п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения мероприятия

Ожидаемый результат (сокращение очередности), чел.

1

Перевод граждан из домов-интернатов общего типа в отделения типа "здоровое долголетие" и создание на их базе геронтопсихиатрических коек в стационарных организациях общего типа, где большая часть клиентов пожилого и старческого возраста страдают выраженной сосудистой деменцией

01.07.2017

105

2

Ввод в эксплуатацию спального корпуса с очистными сооружениями государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области "Кривецкий специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" и его перепрофилирование в психоневрологический интернат

II квартал 2017 года

94


2.2. Недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг.

В целях привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций Ярославской области (далее - СО НКО), благотворителей и добровольцев к оказанию социальных услуг в Ярославской области департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области проводятся:

- ежегодный конкурс по поддержке программ (проектов) СО НКО по оказанию социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;

- ежегодный конкурс программ и проектов СО НКО по интеграции инвалидов в общество.

В 2016 году 12 СО НКО получили государственную поддержку на реализацию программ в сфере социального обслуживания населения: 5980 человек получили социальные услуги, что составляет 3,8 процента от общего количества граждан, получивших услуги в организациях всех форм собственности.

В целях формирования условий для привлечения в сферу социального обслуживания СО НКО постановлением Правительства области от 08.12.2014 N 1275-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области, но не участвующими в выполнении государственного (муниципального) задания (заказа). Выплата субсидий на возмещение затрат поставщикам производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на выполнение государственного (муниципального) задания, путем перераспределения между государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания и поставщиком (поставщиками) социальных услуг, включенным (включенными) в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области, но не участвующим (не участвующими) в выполнении государственного (муниципального) задания. Данный механизм будет применяться с 01.01.2017.

Для расширения спектра социальных услуг, оказываемых населению Ярославской области, Законом Ярославской области от 24 февраля 2016 года N 2-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области" и Закон Ярославской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области" в состав социальных услуг, оказываемых на дому, с 01.09.2016 введена услуга сиделок. Данная услуга является очень востребованной среди населения Ярославской области и не оказывается государственными и муниципальными организациями социального обслуживания.

Таким образом, в настоящее время на территории Ярославской области в отрасли социального обслуживания населения разработаны и реализуются следующие механизмы передачи СО НКО полномочий по оказанию части социальных услуг населению:

- участие в конкурсе проектов СО НКО на оказание услуг населению в социальной сфере. Организации - победители конкурса, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому, по итогам реализации проектов в сфере социального обслуживания планируют войти в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области в 2017, 2018 годах, что позволит увеличить долю негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в общем количестве организаций всех форм собственности;

- предоставление гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг, предусмотренных в Социальном кодексе Ярославской области, при условии вхождения СО НКО в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области, с последующей компенсацией понесенных расходов с учетом действующих тарифов на социальные услуги. Реализация механизма начнется с 2017 года;

- конкурсный отбор СО НКО по социальному сопровождению (обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации, обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах) в рамках государственного (муниципального) заказа.

В целях повышения уровня подготовки и квалификации руководителей и специалистов СО НКО на базе Ярославского ресурсного центра для некоммерческих организаций в 2017 и 2018 годах планируется проведение обучающих семинаров для руководителей и главных бухгалтеров СО НКО по вопросам стандартов оказания социальных услуг, тарифов и нормативов, порядка возмещения затрат и представления отчетности.

Реализация указанных механизмов и мероприятий позволит привлечь поставщиков социальных услуг Ярославской области (не менее 6 СО НКО в 2017 году (нарастающим итогом), в 2018 году - не менее 7 СО НКО (нарастающим итогом), что составит долю негосударственных поставщиков социальных услуг в 2017 году 8,8 процента, в 2018 году - 10 процентов).