Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2014 года N 531-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2014 - 2024 годы

(с изменениями на 11 июня 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 09.09.2014 N 877-п, от 03.12.2014 N 1247-п, от 06.03.2015 N 240-п, от 01.09.2015 N 960-п, от 01.12.2015 N 1303-п, от 31.03.2016 N 350-п, от 28.03.2017 N 233-п, от 13.09.2017 N 705-п, от 22.12.2017 N 959-п, от 16.03.2018 N 177-п, от 12.09.2018 N 679-п, от 21.03.2019 N 191-п, от 24.06.2019 N 435-п, от 22.08.2019 N 616-п, от 12.12.2019 N 864-п, от 04.03.2020 N 181-п, от 11.06.2020 N 496-п)




В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области"


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 12.09.2018 N 679-п)


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2014 - 2024 годы.


(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.03.2019 N 191-п, от 04.03.2020 N 181-п)


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 16.03.2018 N 177-п)


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 30.05.2014 N 531-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2024 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 09.09.2014 N 877-п, от 03.12.2014 N 1247-п, от 06.03.2015 N 240-п, от 01.09.2015 N 960-п, от 01.12.2015 N 1303-п, от 31.03.2016 N 350-п, от 28.03.2017 N 233-п, от 13.09.2017 N 705-п, от 22.12.2017 N 959-п, от 16.03.2018 N 177-п, от 12.09.2018 N 679-п, от 21.03.2019 N 191-п, от 24.06.2019 N 435-п, от 22.08.2019 N 616-п, от 12.12.2019 N 864-п, от 04.03.2020 N 181-п, от 11.06.2020 N 496-п)




Паспорт государственной программы Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2014 - 2024 годы


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 04.03.2020 N 181-п)

Ответственный исполнитель государственной программы Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2014 - 2024 годы (далее - Государственная программа)

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области - главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89

Куратор Государственной программы

заместитель Председателя Правительства области Колесов Роман Андреевич, тел. 40-14-91

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2024 годы

Цель Государственной программы

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и функций лесов

Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников

всего по Государственной программе:

2013,7 млн. руб., в том числе:

- 2014 год - 199,3 млн. руб., из них:

федеральные средства - 163,2 млн. руб.;

областные средства - 36,1 млн. руб.;

- 2015 год - 187,0 млн. руб., из них:

федеральные средства - 154,7 млн. руб.;

областные средства - 32,3 млн. руб.;

- 2016 год - 198,4 млн. руб., из них:

федеральные средства - 166,6 млн. руб.;

областные средства - 31,8 млн. руб.;

- 2017 год - 191,3 млн. руб., из них:

федеральные средства - 156,5 млн. руб.;

областные средства - 34,8 млн. руб.;

- 2018 год - 207,0 млн. руб., из них:

федеральные средства - 151,0 млн. руб.;

областные средства - 56,0 млн. руб.;

- 2019 год - 271,7 млн. руб., из них:

федеральные средства - 222,7 млн. руб.;

областные средства - 49,0 млн. руб.;

- 2020 год - 239,8 млн. руб., из них:

федеральные средства - 200,9 млн. руб.;

областные средства - 38,9 млн. руб.;

- 2021 год - 221,2 млн. руб., из них:

федеральные средства - 182,9 млн. руб.;

областные средства - 38,3 млн. руб.;

- 2022 год - 224,0 млн. руб., из них:

федеральные средства - 185,7 млн. руб.;

областные средства - 38,3 млн. руб.;

- 2023 год - 37,0 млн. руб.,

из них федеральные средства - 37,0 млн. руб.;

- 2024 год - 37,0 млн. руб.,

из них федеральные средства - 37,0 млн. руб.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 11.06.2020 N 496-п)

Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы:

Региональная программа "Развитие материально-технической базы учреждений лесного хозяйства Ярославской области"

департамент лесного хозяйства Ярославской области, заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Черепанова Марина Алексеевна, тел. 24-19-66

Ведомственная целевая программа департамента лесного хозяйства Ярославской области

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области - главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89

Проведение лесоустроительных работ

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области - главный государственный лесной инспектор Ярославской области Захаров Анатолий Сергеевич, тел. 24-36-89,

заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Черепанова Марина Алексеевна, тел. 24-19-66

Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области - главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89,

заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Черепанова Марина Алексеевна, тел. 24-19-66

Обновление материально-технической базы государственных учреждений лесного хозяйства

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области - главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89,

заместитель директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Черепанова Марина Алексеевна, тел. 24-19-66

Региональная целевая программа "Сохранение лесов Ярославской области" на 2020 - 2024 годы

департамент лесного хозяйства Ярославской области, директор департамента лесного хозяйства Ярославской области - главный государственный лесной инспектор Ярославской области Савельев Николай Александрович, тел. 24-36-89

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dlh/tmpPages/programs.aspx



1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р и постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области".


(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 12.09.2018 N 679-п, от 24.06.2019 N 435-п)


Леса занимают почти половину территории Ярославской области, являются возобновляемым природным ресурсом и отличаются значительным природным разнообразием. Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития, выполняют многочисленные средообразующие функции, обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды и повышение благосостояния граждан, а также обладают особой культурной и эстетической ценностью.


За многовековую историю России в стране накоплен богатый опыт и выработаны самобытные подходы к управлению лесами при существовании различных форм собственности на леса и при различных формах социально-экономических отношений. Вместе с тем в новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф существующие подходы к лесоуправлению требуют изменения.


Современное управление лесами, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям.


Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость в повышении эффективности использования лесов, снижении уровня повреждения лесов вследствие действия неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижении требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижении объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется создание унифицированных подходов к организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра.


Требуется дальнейшее совершенствование лесного законодательства, особенно в отношении лесоуправления, уточнения перечня видов и режимов использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов.


В настоящее время в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает роль лесов в улучшении качества жизни граждан.


Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.


Расширились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов.


Освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах.


В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.


Ущерб от лесных пожаров, вредителей и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.


При сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, на период до 2020 года останутся на прежнем уровне.


Расширению площадей очагов вредителей и болезней способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредителей, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Такое состояние лесозащиты по причине несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (короеда-типографа и др.) и оценки их последствий может привести к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.


Плановые значения целевых показателей Государственной программы характеризуют прогресс в достижении целей и решении задач. Вместе с тем по показателям "Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток со дня обнаружения (по количеству случаев), в общем объеме лесных пожаров", "Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров" и "Отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов" наблюдается ухудшение по отношению не только к базовому значению 2013 года, но и среднестатистическим значениям показателей за 2009 - 2013 годы, так как в прогнозных значениях указанных показателей учтена вероятность возникновения экстремальных природных явлений (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов в результате развития опасных метеорологических процессов).


(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 01.12.2015 N 1303-п)


Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. До настоящего времени не удалось сформировать законодательную базу, определяющую государственную защиту и социальные гарантии должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их численность, достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.


Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного) и особенно его качества является реальной угрозой продукционному потенциалу лесов, восстановлению экологической обстановки, значительно ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата. Вместе с тем тенденции последних двух десятилетий показывают, что площади лесовосстановления сокращаются. Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем трехкратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет наблюдается снижение объема рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка).


Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60 - 70-х годах XX века. Их использование не может обеспечить эффективного воспроизводства лесов, кроме того, серийное производство машин и механизмов для лесного хозяйства прекратилось в 80-х годах прошлого века. Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция к дальнейшему ухудшению качества воспроизводимых лесов усилится.


К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.


В последние 15 - 20 лет российское лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время 64 процента лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет. На землях лесного фонда требуется проведение мероприятий лесоустройства, а также модернизация технологий лесоучетных работ на основе использования современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, а также инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных.


Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.


Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления научного и кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в области профессиональной и квалификационной подготовки специалистов.