Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИКАЗОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 31.12.2015)


 I. Краткое описание текущей ситуации и обоснование необходимости ВЦП


Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.

Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраны окружающей среды, разрабатывает проекты законов, государственных программ, региональных программ, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.

Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.

Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. В области территориальным балансом учтены 24 месторождения керамзитового и кирпичного сырья с общими запасами 35 млн. куб. м, 41 месторождение гравийно-песчаного материала с общими запасами более 246 млн. куб. м и 57 месторождений строительного песка, общие запасы которого составляют 202 млн. куб. м. Зарегистрировано 931 месторождение торфа с запасами 346555 тыс. тонн.

Разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.

Основным и наиболее важным природным ресурсом области является вода. Территория области пересечена реками общей протяженностью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе (далее - МР) и озеро Плещеево в Переславском МР. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объем забора воды (с учетом подземных вод) в 2013 году составил 246 млн. куб. м/год (в 2012 году - 245 млн. куб. м/год), этот показатель с 1994 года имеет общую тенденцию к снижению с небольшими колебаниями в отдельные годы. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.

В сфере водных отношений департамент в рамках своей деятельности выполняет собственные полномочия субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия, переданные Российской Федерацией области в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Ярославской области Российской Федерацией переданы следующие полномочия:

- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которое осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, а также за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);

- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).

Реализация полномочий Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, переданных области в виде субвенций.

В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории области остается напряженной, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.

Основными экологическими проблемами остаются загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанных проблем является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объемов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Две трети объема загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду, вносят промышленное производство и транспорт. Тревогу вызывают состояние водных объектов и загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Остается высокой антропогенная нагрузка на водные объекты, вызванная отсутствием современных очистных сооружений в большинстве МР.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2013 году 188,74 тысячи тонн (в 2012 году - 195,9 тысячи тонн), в том числе от стационарных источников - 81,54 тысячи тонн (в 2012 году - 77,3 тысячи тонн), от автотранспорта - 107,2 тысячи тонн (в 2012 году - 118,3 тысячи тонн).

Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (41,8 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по городу составляет 43,0 процента.

За последние 5 лет выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников изменялись незначительно как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от реализации природоохранных мероприятий и количества отчитывающихся по форме N 2 ТП-(воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" предприятий и организаций. Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения уменьшились на 57,38 тысячи тонн (34,0 процента). Суммарные выбросы уменьшились на 53,33 тысячи тонн (22,0 процента).

Суммарная фактическая мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты области в 2013 году составила 653,06 млн. куб. м/год, что меньше, чем в 2012 году, на 9,52 млн. куб. м (в 2012 году - 662,58 млн. куб. м/год). Снижение фактической мощности очистных сооружений в 2013 году по сравнению с 2012 годом обусловлено, в основном, снижением производственных мощностей промышленных предприятий. Основной объем загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство очистных сооружений области не обеспечивают эффективной очистки сточных вод. Часть городов имеет устаревшие очистные сооружения, некоторые поселки городского типа и большинство сельских населенных пунктов вообще не имеют очистных сооружений.

В крупных промышленных городах области (Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском) отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется еще и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключенные к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн. куб. м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.

Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в области и в целом в Российской Федерации является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путем установления административным порядком особых режимов природопользования с ограничением хозяйственной деятельности. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП). Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских ученых, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации ВООП в области к концу 80-х годов 20 века была сформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области". Указанная карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.

Дарвинский государственный заповедник (в границах области находится почти половина его территории), национальный парк "Плещеево озеро" и государственный природный заказник "Ярославский" имеют федеральный ранг охраны. Восемнадцать болот включены в международный реестр "ТЕЛМА" как типичные болотные ландшафты зоны тайги подзоны смешанных лесов в пределах Российской Федерации. Болотные массивы "Сомино" и "Пыханское" включены в список ценных болот Российской Федерации, охраняемых Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особой охране. Семь участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище с прибрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены к ключевым орнитологическим территориям европейской части Российской Федерации. Перечень ООПТ регионального значения в области включает 365 территорий и объектов (общая площадь - более 272 тыс. га), из них 44 государственных природных заказника и 321 памятник природы. В области выделено 11 ООПТ местного значения (общая площадь - 5 тыс. га).

Дальнейшая работа по выявлению новых, изучению существующих ООПТ области, разработке режимов природопользования и контроля за состоянием ООПТ, обеспечению их устойчивого функционирования требует скоординированных действий, развития нормативной базы, проведения природоохранных мероприятий и увеличения областного финансирования, а также привлечения инвестиций.

Охрана биологического разнообразия требует решения конкретных задач - частных и общих, локальных и планетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов, населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изучены недостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.

В 1984 году был создан Международный союз охраны природы (далее - МСОП), при котором организуется постоянная комиссия по исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений МСОП стала подготовка Красной книги. Первая Красная книга МСОП опубликована в 1978 году. В 1983 году вышла "Красная книга РСФСР. Животные", в 1984 году - "Красная книга СССР", в 1988 году - "Красная книга РСФСР. Растения". Красная книга в нашей стране является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению, и служит правовой основой в области сохранения редких видов в регионах и в Российской Федерации в целом. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии Российская Федерация обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.

Красная книга Ярославской области имеет целью выявление и регистрацию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений, грибов и лишайников, а также осуществление специальных мер по их охране в соответствии с Федеральными законами от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 158 "О Красной книге Российской Федерации" и указом Губернатора области от 08.11.2011 N 501 "О Красной книге Ярославской области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 31.07.2007 N 702". Уточненные перечни видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Ярославской области, утверждены постановлением Правительства области от 09.02.2011 N 86-п "Об утверждении перечней (списков) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Красную книгу Ярославской области, исключенных из Красной книги Ярославской области".