Одной из главных характеристик развития мировой цивилизации в целом на рубеже второго и третьего тысячелетий является возрастание роли Человека во всех сферах жизни. Это выражается прежде всего в том, что накопление общественного богатства сегодня уже происходит не только в капитале, а по преимуществу в человеке. Таков императив научно-технической революции и современной экономики, обозначившийся еще в начале XX века. Не земля, не машины и оборудование, а человек-работник - вот главный капитал, ресурс и, значит, главное поле современных инвестиций. Не компьютер, лазер, не техника и экономика, а человек, создающий компьютеры и лазеры, всю экономику и технику, - вот подлинный двигатель прогресса нашей эпохи. Общество, вкладывающее деньги в молодежь (в ее обучение, воспитание, быт, культуру, здоровье), инвестирует свой прогресс.
Определенное осознание этого мировым сообществом уже произошло. Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен, наряду с новыми государствами, общественными движениями, современной технологией, транснациональной кооперацией в качестве реальной и значительной силы перемен определяет молодежь. В документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи она становится наиболее мощным фактором в формировании общества.
В связи с необходимостью укрепления роли молодежи в становлении и развитии современного общества на федеральном уровне была принята Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р).
Современная государственная молодежная политика представляет собой совокупность приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи для развития ее потенциала в интересах общества и государства, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Система мер государственной молодежной политики в Краснодарском крае обусловлена следующими существенными факторами:
особенностями целевой группы;
задачами социально-экономического развития Краснодарского края.
Во-первых, молодежь - целевая группа государственной программы - довольно неоднородный объект управления. Молодежью считаются люди в возрасте от 14 до 30 лет, в указанную целевую группу входят такие разнообразные социогруппы, как молодые специалисты, школьники, неформальная молодежь, молодые предприниматели.
Во-вторых, молодежь - специфическая целевая группа, одновременно сильная и слабая. Преимущество молодежи заключается в том, что она обладает наиболее высоким относительно других возрастных групп инновационным потенциалом. Действительно, люди данной возрастной категории уже получили многие знания и навыки, но еще не утратили привычку учиться, осваивать новые сферы деятельности. С другой стороны, и это слабая сторона молодежи, именно в этом возрасте жизненные ориентиры, в соответствии с которыми инновационный потенциал будет реализовываться, еще неустойчивы, они только формируются и корректируются. Поэтому для молодежи важна поддержка со стороны людей, обладающих жизненным опытом, что позволяет адаптировать интересы молодого человека к вероятным вызовам дальнейшей профессиональной жизни, сориентировать пока неявно выраженные жизненные приоритеты.
Третья особенность молодежи связана с изменением жизненного уклада семьи и выстраиванием социально-экономических отношений в обществе. В условиях отсутствия устоявшихся моделей поведения произошла дифференциация, выделились прямо противоположные жизненные стратегии. У многих молодых людей сформировалась привычка к патернализму, проявление которой - социальный паразитизм, инфантильность. В результате молодые люди оказываются не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности, принятию решений, управлению своими расходами. С другой стороны, поведение значительного количества молодых людей отличается самостоятельностью, ответственностью. Эта группа проявляет заинтересованность в получении качественного образования, определяющего дальнейшее трудоустройство и карьеру.
В современном российском обществе, когда для большинства граждан приоритетами стало накопление материальных благ, семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции, что привело к формированию у молодежи неопределенных стереотипов, отсутствию выраженной жизненной стратегии. Одним из проявлений данной проблемы является социальное и культурное обособление молодежи. В совокупности с естественными протестными настроениями, юношеским максимализмом, потребностью выделиться при самоидентификации это может привести не только к утрате молодым человеком потенциала инновационного развития, но и к преобладанию негативных жизненных стратегий и склонности к девиантному поведению (преступность, алкоголизм и наркомания, самоубийства, проституция).
Отличительной чертой Краснодарского края, которую следует учитывать при разработке государственной программы по реализации молодежной политики, является тот факт, что Кубань - многонациональный регион. На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов. В условиях глобализации в Краснодарский край усилился приток мигрантов, как русских, в основном из республик Закавказья, так и других национальностей. В данных условиях молодежь призвана выступать проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межнациональных отношений.
В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 14 - 30-летние жители Краснодарского края станут в ближайшие годы основным трудовым ресурсом, который позволит решать приоритетные задачи социально-экономического развития Краснодарского края, а их трудовая деятельность станет основным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и людей старшего поколения.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни края, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть достижение приоритетных задач социально-экономического развития Краснодарского края, в этой связи разработка и принятие государственной программы Краснодарского края "Молодежь Кубани" в полной мере соответствует приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Краснодарского края.
Выбор программно-целевого метода решения проблемы позволяет рассматривать саму молодежь в качестве целевой группы государственной программы Краснодарского края "Молодежь Кубани". Таким образом, молодежь, выступая в качестве субъекта государственной программы, становится также и активным участником государственной программы на всех этапах ее реализации.
Во-первых, накоплен значительный опыт применения программно-целевого метода - с 1998 года по настоящее время реализовывалась и реализуется в Краснодарском крае программа "Молодежь Кубани".
Во-вторых, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики. Кроме того, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации задан проектный метод управления при реализации мероприятий.
Применение программно-целевого метода в решении ключевой проблемы позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в молодежную сферу;
решать актуальные проблемы молодежи при ее активном участии;
установить конкретные показатели, достигаемые на различных этапах реализации государственной программы, и осуществлять контроль их достижения.
Таким образом, будут созданы эффективные условия для решения актуальных проблем, стоящих перед государством в сфере государственной молодежной политики, что в конечном итоге позволит обеспечить максимальный вклад молодежи в социально-экономическое развитие Кубани.
Реализация направлений государственной программы, затрагивающих все сферы государственной молодежной политики, предусматривает создание на краевом уровне механизмов реализации государственной молодежной политики и предполагает в дальнейшем распространение опыта их внедрения на муниципальный уровень. Данное решение проблемы возможно только при использовании программно-целевого метода.
Программно-целевой метод решения поставленных задач позволит повысить эффективность реализации всех мероприятий государственной программы на различных этапах ее реализации и сопоставить направляемые ресурсы с достигнутыми результатами.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления требуемыми государственной программой ресурсами, сочетание комплексного подхода и рационального расходования бюджетных средств.