В Краснодарском крае проживают свыше 1,0 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - свыше 290 тыс. человек (29%), в том числе: в социально опасном положении - 6,6 тыс. человек, или 0,6% (в Российской Федерации - 489,5 тыс. детей, или 1,7%), дети-инвалиды - свыше 16 тыс. человек, или 1,6% (в Российской Федерации - 587 тыс. детей, или 2,0%). Среди детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях края, 74,8% детей-инвалидов находится в интернатных учреждениях системы образования (детских домах и школах-интернатах), 21% - в домах-интернатах социальной защиты населения, 4,2% - учреждениях системы здравоохранения (домах ребенка). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
Из года в год растет количество многодетных семей. Если по состоянию на 1 января 2012 года количество многодетных семей составляло 39311 (129726 детей), то на 1 января 2013 года в крае получателями пособий по линии органов социальной защиты населения являются 43280 многодетных семей (142824 ребенка), что на 10,1% больше по сравнению с предыдущим годом.
На протяжении последних лет численность малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории Краснодарского края, остается стабильно высокой. По данным управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края по состоянию на 1 января 2013 года проживает 192394 малообеспеченных семьи, в них воспитываются 313607 детей.
Значительным остается число семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении.
Трудная жизненная ситуация может быть обусловлена и наличием в семье ребенка-инвалида. В целом устойчивая тенденция сохранения общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, низкий прожиточный уровень семей с детьми-инвалидами, снижение числа полных семей часто приводят данные семьи в группу риска, в силу чего необходимо постоянное совершенствование системы мер по социальной поддержке таких семей. В связи с тем что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями требует усиления семейно ориентированной профилактической направленности.
Ежегодно в Краснодарском крае растет численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилье, несмотря на значительное увеличение финансирования мероприятий по приобретению (строительству) жилья из краевого бюджета. За счет бюджетных средств, выделенных за 4 последних года, приобретено (построено) около 3000 жилых помещений.
В связи с принятием 15 февраля 2012 года Государственной Думой Российской Федерации изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ближайшие годы прогнозируется значительное увеличение численности граждан, относящихся к лицам из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, так как право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за ними и после 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями. По прогнозным показателям численность детей и лиц, которых планируется поставить на учет на получение жилого помещения в течение двух лет, будет составлять: в возрасте от 14 до 18 лет - 5019 человек, в возрасте от 18 до 23 лет и старше - 7990 человек.
Краснодарский край является миграционно привлекательным регионом в части трудоустройства и климатических условий, что способствует росту числа граждан, прибывающих из других субъектов Российской Федерации, в том числе и имеющих статус детей-сирот. В крае постоянно проживают 708 детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, прибывших из других субъектов Российской Федерации, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Эти и многие другие факторы приобретают особое значение при подготовке края к проведению Олимпийских игр в 2014 году. Учитывая, что Краснодарский край является одним из привлекательных регионов для населения страны и миграционный приток населения превышает среднероссийский показатель почти в 5 раз, в ближайшее время можно прогнозировать увеличение числа мигрантов, в том числе детей. Исходя из этого, особое внимание необходимо уделить развитию сети учреждений для детей, совершенствованию форм и методов их работы в причерноморской зоне (города Сочи, Туапсе, Новороссийск, Анапа).
Государственная программа является продолжением ранее действовавшей краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остается ряд проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые требуют решения на государственном уровне.
Принятые санитарные правила и требования, национальные стандарты Российской Федерации социального обслуживания населения, качества социальных услуг устанавливают жесткие требования к системе учреждений социального обслуживания и предоставляемых ими социальным услугам, обеспеченности учреждений квалифицированными специалистами, их профессиональной подготовке.
Без комплексного решения основной проблемы программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья детей и подростков, еще более усугубится.
Актуальность государственной программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия имеющихся проблем детства, необходимости обеспечения реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".