Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" (с изменениями на: 14.12.2015)


 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Краснодарского края


Система образования Краснодарского края является одной из самых крупных в Российской Федерации. По численности детей в возрасте от 3 до 7 лет и численности школьников Кубань занимает 3 место в России, а по численности студентов среднего профессионального образования - 2 место.

В крае функционируют 2695 организаций общего, дополнительного и профессионального образования, в них обучается 825,5 тысячи человек (исключая организации высшего профессионального образования). Уровень охвата детей в возрасте от 0 до 7 лет всеми формами дошкольного образования в крае выше, чем в среднем по России. Он составляет 68,2%. При этом в крае сохраняется дефицит мест в детских садах. В общей очереди детей от 0 до 7 лет на услуги дошкольного образования находятся 100,6 тысячи человек. Очередь продолжает расти в связи с высоким уровнем рождаемости и нарастанием миграционных процессов.

Результаты единого государственного экзамена показывают, что средний уровень подготовки школьников Краснодарского края почти по всем учебным предметам устойчиво превышает среднероссийский уровень, а по отдельным предметам сопоставим с ним. Из года в год увеличивается число выпускников края, выполнивших экзаменационные работы на высший балл - 100. В 2012 году выпускниками были достигнуты 133 стобалльных результата (в 2011 году - 81 результат). Одаренные кубанские школьники показывают хорошие результаты на всероссийских олимпиадах и творческих конкурсах.

Вместе с тем в отдельных территориях и некоторых школах существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Речь идет прежде всего о населенных пунктах с малокомплектными школами, в которых сложно обеспечить необходимый уровень и качество образования.

Не только в сельской местности, но и в ряде городских школ у обучающихся старшей ступени нет выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. Доля старшеклассников, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов, составляет в среднем по краю 44 процента, что ниже среднероссийского уровня.

В последние годы существенно обновляется содержание общего образования: поэтапно внедряются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного и полного общего образования. В настоящее время на него перешли 36 процентов школьников края. Тем не менее по-прежнему актуально создание условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, прежде всего в основной и старшей ступенях школы.

Требует дальнейшего совершенствования система оценки качества образования на всех уровнях, в том числе процедура единого государственного экзамена.

Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в крае реализуется проект по обучению их на дому с использованием дистанционных технологий. В настоящее время этой формой обучения охвачено более 750 детей, имеющих необходимые медицинские показания. Увеличилась доля образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех организациях детям с ограниченными возможностями обеспечивается высокий уровень психолого-медико-социального сопровождения.

В крае большое внимание уделяется организации дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 63,5 процента школьников, что выше среднероссийского показателя.

Вместе с тем не все виды деятельности в организациях дополнительного образования развиваются активно. Отстают техническое направление, детский и юношеский туризм, экологическое образование детей. Анализ динамики общей численности детей по направленностям дополнительного образования свидетельствует о снижении охвата детей в формированиях технического (2,8%), эколого-биологического (2,4%), туристско-краеведческого направлений (2,5%), выпускники которых востребованы в экономике Кубани (будущие инженеры, специалисты сельского хозяйства, экологи и другие). Обусловлено это прежде всего тем, что эти виды деятельности требуют значительных финансовых, энергетических затрат, современных информационных технологий, оснащенной материальной базы.

В последние годы предприняты меры по модернизации профессионального образования, повышению его качества. В настоящее время подготовка рабочих осуществляется по 65 профессиям начального и по 132 специальностям среднего профессионального образования для промышленной, аграрной, строительной сфер, торговли и общественного питания, транспорта и других отраслей экономической деятельности.

Однако существующая система профессионального образования не решает проблему дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, поскольку объемы, структура и качество подготовки кадров по-прежнему ориентируются не на реальные потребности и происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности рынка труда, а на сформированные потребности населения (родителей и абитуриентов) в образовательных услугах.

Неблагоприятно на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания влияет уровень кадров. Увеличивается возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 18,7 процента, доля педагогов-мужчин - чуть более 15 процентов. Медленно обновляются педагогические коллективы. Доля учителей со стажем работы до 5 лет составляет 12,8 процента.

Повышение заработной платы учителей стало одной из целей реализуемого с 2011 года проекта модернизации системы общего образования. Средняя заработная плата педагогических работников школ в первом квартале 2013 года составила 22644 рублей (в том числе у учителей - 23350 рублей), это 103,3% от уровня среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике края, сложившейся в 1 квартале 2013 года, и в среднем на 4% выше значения за 2012 год.

Наряду с учительской повышается заработная плата и педагогических работников детских садов. В I квартале 2013 года их средняя заработная плата составила 19223 рубля, это 100,8% от уровня среднемесячной заработной платы работников общего образования, сложившейся в I квартале, и на 3,1% выше значения за декабрь 2012 года.

Вместе с тем остается низкой заработная плата педагогического персонала организаций дополнительного образования (65 процентов от средней заработной платы по экономике). Требует повышения заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.

В крае введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов деятельности педагогов и мотивацию профессионального развития, утверждены современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила аттестации, реализована модульно-блочная система повышения квалификации. В целях поощрения лучших учителей, педагогов дошкольного образования ежегодно выплачиваются премии администрации Краснодарского края. Вместе с тем недостаточно используется потенциал организаций дошкольного и общего образования - носителей лучших практик.

В системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров.

В последние годы существенно увеличились вклады в инфраструктуру профессионального образования. В крае создана и развивается сеть ресурсных центров профессионального образования, учебных центров профессиональных квалификаций, оснащенных современным оборудованием и новейшими техническими средствами производственного обучения.

Однако ряд организаций начального и среднего профессионального образования были переданы с федерального на региональный уровень без необходимой учебно-материальной базы и инфраструктуры.

В целом образование края отличается многообразием и взаимосвязанностью всех его ступеней. Необходимо и далее совершенствовать подходы, которые будут способствовать продвижению системы образования Краснодарского края в лидеры российского образовательного пространства.