Пензенская область должна стать региональным туристическим центром с развитой туристической инфраструктурой, ориентированной как на внутренних потребителей - жителей Пензенской области, так и на внешних гостей региона.
Основой развития регионального туризма является богатое культурно-историческое наследие, уникальные природные достопримечательности, а также в достаточной мере развитая и создаваемая новая инфраструктура, которыми обладают города и районы Пензенской области.
Региональная туристическая сфера должна оказывать действенное влияние на образ жизни людей, внося вклад в их здоровье, личностное, культурологическое и профессиональное развитие, патриотическое воспитание. Туризм должен стать инструментом формирования и продвижения региональной идентичности Пензенской области, способствуя повышению привлекательности региона для отдыха, жизни и развития. Повышение эффективности функционирования туристической отрасли будет способствовать увеличению ее вклада в социальное развитие территории и экономику региона в целом.
Перспективными направлениями развития туристической сферы Пензенской области являются следующие виды туризма: рекреационный, культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), спортивный, лечебно-оздоровительный, сельский, экологический, промышленный, деловой.
Долгосрочными приоритетами развития туристической сферы Пензенской области являются:
- модернизация инфраструктуры существующих объектов туристской сферы, создание и активное развитие новых туристических объектов (прежде всего, имеющих уникальность и значимое региональное своеобразие) в рамках приоритетных направлений развития регионального туризма;
- разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов по территории региона;
- развитие системы накопления и механизмов распространения информации о туристическом потенциале Пензенской области до потребителей туристических услуг на российском и международном туристических рынках, включая современную туристическую навигацию;
- с участием регионального туристического сообщества, обеспечение непрерывности проведения рекламно-информационных кампаний, участия в выставках и публичных мероприятиях в целях действенного продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
- информатизация и расширение применения новейших мультимедийных технологий для туристического сектора региона и объектов туристической инфраструктуры;
- повышение качества обслуживания в сфере туризма, создание современной системы непрерывного обучения кадров регионального туристско-гостиничного комплекса;
- внедрение новых маркетинговых механизмов и инструментов для продвижения региональных туристических продуктов ("пакетные" продажи, динамическая компоновка тура, оперативная разработка продуктов по событийным турам и т.д.).
Приоритетными региональными проектами в сфере развития туризма могут стать:
- организация туристского навигационного комплекса на всем протяжении федеральной автотрассы М-5 "Урал" путем открытия в сельских придорожных поселениях информационно-туристских пунктов на базе оборудованных сельских домов, где будут также предложены транзитным пассажирам необходимый перечень придорожных услуг;