Реализация настоящей Стратегии базируется на функционировании системы стратегического управления инновационным развитием региона. Управление инновационным развитием предусматривает четкое распределение полномочий и ответственности всех субъектов реализации инновационной политики и осуществления инновационной деятельности.
Система управления инновационным развитием региона подразумевает циклическое, итерационное и интегрированное выполнение на основе стандартов и регламентов следующих функций управленческого цикла: планирование, организация, мотивация и контроль.
1) Планирование. Реализация инновационной политики осуществляется в соответствии с приоритетами, определенными в региональных документах долгосрочного планирования. Должна быть обеспечена трансляция целей и приоритетов нормативных и правовых актов вышестоящего уровня на нижестоящие уровни стратегирования и управленческой деятельности. Реализация инновационных инициатив и проектов должна определяться с точки зрения приоритетных направлений, определенных настоящей Стратегией.
2) Организация. Стратегия определяет приоритеты инновационного развития и инновационной деятельности для органов государственной власти Пензенской области (законодательной и исполнительной), местного самоуправления региона, организаций и учреждений региональной инновационной инфраструктуры, хозяйствующих субъектов, общественных и деловых кругов. Должны быть разработаны механизмы включения всех субъектов инновационной политики и инновационной деятельности в формирование и актуализацию приоритетных направлений и целей инновационного развития региона, а также вовлечения их в реализацию для создания действенной и непрерывной системы реализации Стратегии. В каждом органе исполнительной власти Пензенской области должны быть определены структурные подразделения (должностные лица), ответственные за реализацию инновационной политики в подведомственной отрасли. Координатором и ответственным органом за реализацию Стратегии является Правительство Пензенской области.
3) Мотивация. Достижение целей и задач стратегии должно быть обеспечено системой стимулирования эффективной работы каждого субъекта реализации инновационной политики и осуществления инновационной деятельности. Для субъектов управления инновационной деятельностью должна быть разработана система показателей результативности и эффективности деятельности в сфере реализации инновационной политики, обеспечена их связь с системой поощрения и санкций в соответствующем органе управления. Для субъектов инновационной деятельности должна быть разработана система стимулирующих поощрений по результатам их работы на основе рейтинговых показателей инновационной активности предприятий и организаций региона.
4) Контроль. В целях обеспечения реализации приоритетов настоящей Стратегии должна функционировать система непрерывного мониторинга результативности и эффективности реализации региональной инновационной политики, базирующаяся на оценке степени достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей Стратегии. Должны быть определены точки текущего (промежуточного) и итогового контроля, сформирована система диагностики достижения целевых показателей и индикаторов. На основе системы обратной связи применяются меры поощрения либо санкции в отношении субъектов реализации инновационной политики, реализуется актуализация и коррекция приоритетов и целевых значений инновационного развития региона.
Стратегию в ходе ее реализации необходимо корректировать с учетом результатов реализации ее отдельных этапов, а также изменений внешнего контекста развития региона и страны в целом, новых решений федерального центра.
Внесение корректив в Стратегию осуществляется ежегодно, в том числе по результатам уточнения прогноза социально-экономического развития области, внесения изменений в государственные и целевые программы региона.