РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 февраля 2011 года N 34-р
[О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]
(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 10.07.2014 N 274, распоряжения Правительства Республики Коми от 21.01.2016 N 21-р, Постановления Правительства Республики Коми от 26.07.2016 N 375)
В целях определения основных принципов и приоритетных направлений в сфере развития малого и среднего предпринимательства Республики Коми:
1. Одобрить Концепцию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Министерству экономики Республики Коми совместно с органами исполнительной власти Республики Коми обеспечить реализацию задач, предусмотренных Концепцией.
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 21.01.2016 N 21-р)
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции Постановлений Правительства Республики Коми от 10.07.2014 N 274, от 26.07.2016 N 375)
Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) является системой базовых принципов, приоритетов, основных методических решений и подходов, направленных на достижение стратегических целей в области развития малого и среднего предпринимательства.
Концепция разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1) Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Концепция построена на методах анализа, оценки и прогнозирования развития малого и среднего предпринимательства и учитывает социально-экономические особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Коми.
Основополагающей целью разработки Концепции является определение вектора развития сферы малого и среднего предпринимательства, направленной на достижение стратегических целей.
Исходя из установленной цели задачами Концепции являются:
формирование базовых принципов деятельности органов исполнительной власти Республики Коми в сфере развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих эффективность реализации мер государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства;
определение отраслевых, территориальных и иных приоритетов в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на долгосрочную перспективу, увязанных со Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года;
систематизация методических подходов и механизмов реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих целостное воздействие на процесс развития малого и среднего бизнеса;
формирование основных направлений в сфере развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих оптимальное использование бюджетных ресурсов, выделяемых на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, и достижение запланированных результатов.
Система контроля за ходом реализации Концепции будет включать в себя следующие мероприятия:
рассмотрение итогов реализации Концепции на заседаниях Правительства Республики Коми и Координационного совета по малому и среднему предпринимательству;
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 26.07.2016 N 375)
общественный контроль в форме общественных слушаний итогов реализации Концепции, а также участия представителей общественных организаций в работе рабочих групп при разработке конкретных мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
независимая экспертиза в форме проводимых опросов и исследований.
1. Общемировой опыт и опыт субъектов Российской Федерации
Малый бизнес в подавляющем большинстве развитых стран создает значительную долю валового внутреннего продукта (более 50 процентов) и обеспечивает рабочими местами большую часть населения (от 50 до 70 процентов экономически активного населения).
Изучение опыта оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, применяемого в развитых странах, показывает, что проблемы, на решение которых нацелено государственное вмешательство, крайне идентичны. В большинстве своем схожими являются и методы их решения. Сравнительно значимые различия можно установить только в механизмах реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
К наиболее распространенным и положительно зарекомендовавшим себя механизмам стимулирования малого и среднего предпринимательства относятся следующие группы мер:
1) специальные режимы налогообложения для малых предприятий и микропредприятий;
2) имущественная поддержка;
3) консультирование и обучение предпринимателей;
4) финансовая поддержка.
Основными принципами в сфере развития малого и среднего предпринимательства в странах, имеющих развитый малый и средний бизнес, являются:
реализация государственной политики через орган власти, осуществляющий организационно-методическое руководство и координацию в соответствующей сфере деятельности;
специальная экспертиза реализации принятых вновь нормативных актов на предмет их воздействия (или потенциального воздействия) на сегмент малого и среднего предпринимательства как в целом, так и в отдельных отраслях экономики;
информационное обеспечение и сопровождение мероприятий, реализуемых в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Для наиболее передовых регионов России, отличающихся высокими показателями состояния развития малого и среднего предпринимательства и положительной динамикой их развития, характерны следующие условия:
активность региональных властей в реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
высокий уровень развития организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и консолидации общественных объединений предпринимателей;
позитивная оценка со стороны предпринимателей принимаемых и реализуемых государственных мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, налаженное социальное партнерство власти и бизнеса.
2. Состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми
По состоянию на 1 июля 2010 года в Республике Коми насчитывается 14 699 юридических лиц, относящихся к малым и средним предприятиям, в том числе 102 средних предприятий, 1570 малых предприятий, 13027 микропредприятий. Количество индивидуальных предпринимателей составило 23479 человека. Таким образом, на территории Республики Коми насчитывается 38178 хозяйствующих субъекта, которые в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к малому и среднему предпринимательству.
Из общего количества юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории республики, более 70 процентов составляют малые (в том числе микро-) и средние предприятия.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера на малых предприятиях, а также индивидуальных предпринимателей составляет более 157 тыс. человек, что составляет 33 процента от общего числа занятых в экономике республики. Этот показатель приближается к уровню развитых стран, где малый и средний бизнес обеспечивает 50 - 70 процентов сложившейся трудовой занятости.
Показатели деловой активности малых и средних предприятий в общем числе организаций республики, составляют:
23 процента оборота организаций;
15 процентов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
3 процента инвестиций в основной капитал.
Показатели оборота розничной торговли, оптовой торговли, оборота общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) и объема платных услуг населению субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) составляют 80 процентов, 53 процента, 62 процента и 36 процентов от общереспубликанских показателей соответственно.
Согласно рейтингу, построенному Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства по итогам 2009 года, Республика Коми занимает 22 место среди 83 субъектов Российской Федерации по уровню развития малого и среднего предпринимательства.
В территориальном разрезе малое и среднее предпринимательство наиболее динамично развивается в городах, где шире потребительский рынок и сконцентрированы трудовые и сырьевые ресурсы. В городской местности работают 85 процентов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наиболее привлекательным для субъектов малого и среднего предпринимательства является деятельность, относящаяся к разделу "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования".
3. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство, как наиболее гибкий сегмент экономики, обеспечивает:
высокую диверсификацию продукции (работ, услуг);
развитие нематериального производства, применяющего "креативный капитал";
сокращение использования материальных ресурсов за счет технологического развития и модернизации производства;
высокую эффективность капиталовложений;
генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения.
Увеличение численности экономически активных, способных обеспечить себя граждан содействует становлению гражданского самосознания населения, повышает уровень социального партнерства в обществе, увеличивает уровень благосостояния населения, снижает нагрузку на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанную с необходимостью социальной поддержки безработных и незанятых граждан, и тем самым позволяет государству увеличить уровень вложений в развитие общества.
Однако малое предпринимательство, как форма занятости населения, нуждается в постоянном стимулировании и поддержке со стороны государства. Особенно это касается процесса "стартап" бизнеса (англ. "start up"), основными трудностями которого являются отсутствие стартового капитала, незнание в полной мере состояния рынка, несформированные партнерские отношения и ряд других трудностей.
Основными проблемами в развитии малого и среднего предпринимательства Республики Коми являются следующие факторы:
1. Для республики характерна большая протяженность территории, часть которой расположена в условия Крайнего Севера, с низким уровнем развития транспортной инфраструктуры и плотности населения, что во многом сдерживает развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах и северных районах республики.
2. Слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая) субъектов малого и среднего предпринимательства не позволяет интенсивно наращивать объемы конкурентоспособной продукции (работ, услуг).
3. Стадию развития инфраструктуры стимулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Коми можно охарактеризовать как формирующуюся, находящуюся в стадии становления. При этом уровень развития муниципальной инфраструктуры практически является "нулевым".
4. Отсутствует целостная благоприятная среда для становления предпринимательства, предусматривающая соблюдение комплексных условий становления и развития бизнеса на протяжении определенного временного периода.
Указанные проблемы в своей совокупности формируют в свою очередь конкретные причины, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми:
недостаточность собственных средств для развития и высокая стоимость заемных средств;
высокая затратность осуществления деятельности в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в том числе высокий уровень цен (тарифов) на сырье (работы, услуги), топливо и энергию;
недостаток квалифицированных кадров;
высокий уровень влияния монопольных организаций на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
ограниченность спроса на товары (работы, услуги) за счет низкой плотности населения и конкурентных предложений от предпринимателей из других регионов.
Стратегической целью развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми является увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику республики в целом с одновременными структурными изменениями в сфере малого и среднего предпринимательства в пользу производственного и инновационного сектора.