ПРИКАЗ
от 29 августа 2012 года N 1967
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОИ СЕМЬИ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РК от 30.03.2015 N 670.
____________________________________________________________________
(в ред. Приказа Агентства РК по социальному развитию от 12.08.2014 N 1649)
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации",
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свои семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа).
2. Территориальным органам и территориально обособленным структурным подразделениям Агентства Республики Коми по социальному развитию по вопросам организации деятельности в области опеки и попечительства на территории Республики Коми обеспечить прохождение лицами, желающими принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью, обучения в соответствии с настоящей Программой.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Романец Е.А.
Руководитель
И.СЕМЯШКИН
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в ред. Приказа Агентства РК по социальному развитию
от 12.08.2014 N 1649)
1. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки), нацелена на психолого-педагогическую и правовую подготовку этих лиц.
2. Основными задачами Программы подготовки являются:
подготовка граждан (далее - кандидатов в приемные родители) к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3. Освоение Программы подготовки завершается итоговой аттестацией кандидатов в приемные родители, которая проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители, и выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство), по установленной форме (приложение).
N | Название раздела | Всего часов | Лекции | Тренинги | Индивидуальное консультирование | ||
min | max | min | max | ||||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 1,5 | 5,5 | 0,5 | 1 | ||
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 2,5 | 7 | 0,5 | 3 | 2 | 2 |
3 | Этапы развития ребенка | 4 | 10 | 1 | 2 | 5 | 3 |
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 4 | 7 | 1 | 3 | 3 | 1 |
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 7 | 1 | 4 | 3 | |
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 4 | 7 | 1 | 3 | 3 | 1 |
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 4 | 6 | 1 | 2 | 3 | 1 |
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 3 | 5 | 1 | 3 | 2 | |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 4 | 8 | 1 | 4 | 3 | 1 |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Защита прав и интересов несовершеннолетних подопечных | 4 | 9 | 4 | 9 | ||
(в ред. Приказа Агентства РК по социальному развитию от 12.08.2014 N 1649) | |||||||
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | 4 | 1 | 1 | 3 | |
14 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 1 | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 40 | 80,5 | 14 | 37 | 28 | 11 |
Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Проводится перед изучением тем раздела 1.
Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Тайна усыновления: ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.