Действующий

Об утверждении региональной программы Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014 - 2020 годы)" (с изменениями на 23 марта 2020 года)



Национальный состав населения Республики Коми, в %

N п/п

Национальность

По данным переписи 2010 года (чел.)

Доля от общей численности населения Республики Коми (в %)

По данным переписи 2002 года (чел.)

Доля от общей численности населения Республики Коми (в %)

Численность населения Республики Коми, всего

901189

1018869

1.

Русские

555963

61,69

607021

59,58

2.

Коми

202348

22,45

256464

25,17

3.

Украинцы

36082

4,00

62115

6,10

4.

Татары

10779

1,20

15680

1,54

5.

Белорусы

8859

0,98

15212

1,49

6.

Немцы

5441

0,60

9246

0,91

7.

Чуваши

5077

0,56

7529

0,74

8.

Азербайджанцы

4858

0,54

6066

0,60

Лица других национальностей

24896

2,76

33836

3,32

Лица, не указавшие национальность

46886

5,20

5700

0,56


Начиная с 1990-х годов в Республике Коми приняты законы, регулирующие сферу государственной национальной политики, а также нормативные правовые акты, обеспечивающие конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике. На сегодняшний день региональная правовая база, отражающая различные аспекты государственной национальной политики в Республике Коми, включает 41 республиканский нормативный правовой акт и 25 муниципальных правовых актов.


В 2012 - 2013 годах (по состоянию на 1 ноября 2013 года) приняты постановление Правительства Республики Коми от 20 февраля 2012 г. N 49 "О Порядке определения объема и предоставления в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов из республиканского бюджета Республики Коми субсидий национально-культурным автономиям и общественным движениям в Республике Коми в целях поддержки деятельности, связанной с сохранением и развитием национальной культуры народов, проживающих в Республике Коми", распоряжение Правительства Республики Коми от 29 февраля 2012 г. N 64-р о реализации мер профилактического характера, направленных на предупреждение проявлений политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма, распоряжение Правительства Республики Коми от 30 октября 2012 г. N 416-р об утверждении Комплекса мер по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактике ксенофобии, укреплении толерантности в Республике Коми на 2013 - 2015 годы, распоряжение Правительства Республики Коми от 5 февраля 2013 г. N 25-р об утверждении Плана республиканских мероприятий по реализации на территории Республики Коми в 2013 - 2015 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, распоряжение Главы Республики Коми от 12 августа 2013 г. N 209-р о реализации решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Коми по вопросу о деятельности, направленной на противодействие экстремистским проявлениям в молодежной среде.


Неотъемлемой частью общества, самостоятельным фактором в общественно-политической жизни Республики Коми стали общественные объединения граждан, возникшие в 1980 - 1990-х годах на основе их этнических интересов.


По состоянию на 1 апреля 2019 года на территории республики действуют 46 национально-культурных автономий, национально-культурных объединений, национальных общественных движений и казачьих объединений межрегионального, регионального и муниципального уровней, зарегистрированных в установленном порядке в качестве юридических лиц на территории Республики Коми (приложение N 6 к настоящей Программе).


(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 26.07.2019 N 348)


1) абзацы шестой - тридцать восьмой исключены с 11 марта 2015 года. - Постановление Правительства Республики Коми от 11.03.2015 N 101.


Сотрудничество с республиканскими национально-культурными объединениями и землячествами, координацию деятельности и оказание организационно-методической помощи центрам национальных культур в республике обеспечивает государственное автономное учреждение Республики Коми "Дом дружбы народов Республики Коми", образованное путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Финно-угорский культурный центр Республики Коми".


(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 11.03.2015 N 101)


Для сохранения и популяризации культурно-национальной самобытности, объектов культурного наследия финно-угорских народов и иных этнических групп, организации досуга и отдыха в Республике Коми создано государственное автономное учреждение Республики Коми "Финно-угорский этнокультурный парк".


За все время существования Республика Коми характеризовалась устойчивостью межнационального согласия и этнополитической стабильностью. Однако признаки латентной межнациональной напряженности присутствуют, и их нельзя игнорировать.


Результаты социологических исследований в сфере межнациональных отношений 2008 - 2010 гг. показали, что около трети респондентов испытывает раздражение или неприязнь по отношению к представителям иной национальности и доля их выросла с 26,9% в 2008 г. до 32,7% в 2010 г., более "агрессивно" городское население (34,3%).


На характер межэтнических взаимоотношений оказывает влияние трудовая миграция. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Коми, по состоянию на 1 ноября 2013 года общая численность иностранных работников по Республике Коми составила 3531 человек. Основной состав потока иностранцев - выходцы из республик бывшего Советского Союза: Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана. Особенность республики на миграционной карте России заключается в том, что на первом месте среди прибывающих остаются украинцы, в то время как по всей стране эту позицию заняли выходцы из среднеазиатских республик. Однако стоит отметить, что с 2010 года наблюдается приток граждан Узбекистана.


Резонансная тема мигрантов, зачастую сенсационно подаваемая в средствах массовой информации, также может влиять на ситуацию в сфере межнациональных отношений.