Действующий

О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика" (с изменениями на 30 декабря 2020 года)



I. Характеристика сферы реализации Государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2014 N 24-ПП)


В последние годы в Кабардино-Балкарской Республике достигнута устойчивая позитивная динамика основных показателей социально-экономического развития республики. Так, объем валового регионального продукта на душу населения за 5 лет увеличился в 1,8 раза и в 2013 году оценивается в объеме 100,0 млрд рублей.


Кабардино-Балкарская Республика располагает благоприятными природно-климатическими условиями, пригодными для развития современного сельскохозяйственного производства, с глубокой переработкой его продукции. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности задействовано 23 процента занятых в экономике, при этом суммарный вклад этих отраслей в валовой региональный продукт составляет около 28 процентов, значительна их доля в налоговых доходах бюджетной системы региона.


При положительной в последние годы динамике индекса промышленного производства состояние промышленного комплекса республики характеризуется тем, что проектные мощности большинства предприятий используются лишь на 40 - 60 процентов. Активная часть основных фондов за последние 10 - 12 лет из-за отсутствия финансирования практически не обновлялась. Поэтому сегодня на большинстве промышленных предприятий приняты перспективные инвестиционные программы развития, в рамках реализации которых значительные объемы инвестиций уже были направлены на реконструкцию и модернизацию производств, а также на создание новых мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.


В 2012 году в Кабардино-Балкарской Республике наблюдался рост инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал (с учетом субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) увеличился по сравнению с 2011 годом на 13,5 процента и составил 25572,1 млн рублей.


Важно отметить, что одним из негативных моментов, отражающих уровень инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, является то, что доля бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 53,2 процента, что на 40 процентов больше среднероссийского показателя.


Основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, являются недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, а также сложившаяся в республике криминогенная обстановка. Во многом именно этими причинами объясняется то, что у инвестиционных проектов переносятся сроки реализации на более поздний период, изменяются объем финансирования и показатели эффективности.


Вместе с тем, Правительство Кабардино-Балкарской Республики принимает меры по решению стратегической задачи повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечению инвестиций, в частности, особое внимание уделяется совершенствованию инвестиционного законодательства и созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов.


Так, в 2013 году проведена работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике.


В рамках внедрения Стандарта было проведено 5 заседаний с участием Экспертной группы и представителей исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и организован "круглый стол" с целью выполнения медиаплана и информирования общественности о результатах внедрения Стандарта на территории республики.


В результате подведения итогов Кабардино-Балкарская Республика признана лидером среди регионов России: республика заняла 2-е место по скорости и качеству внедрения Стандарта.


Для увеличения темпов роста объема строительных работ в республике предпринимаются меры по разработке и реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение строительного рынка республики современными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, на техническое перевооружение строительных организаций с применением новых ресурсосберегающих технологий, способствующих снижению себестоимости и качества строительства.


Инвестиционная политика республики включает стимулирование привлечения средств капитала из внебюджетных источников, поиск новых форм совместного государственного и частного инвестирования в перспективные проекты.


Разработан комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки. В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 года N 23-РЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики" в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики, могут применяться следующие меры государственной поддержки:


предоставление государственных гарантий Кабардино-Балкарской Республики по республиканским приоритетным инвестиционным проектам;