Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2009 - 2012 ГОДЫ" (с изменениями на: 26.04.2013)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Развитие страны и отдельных регионов, переход экономики от сырьевой модели к инновационной невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Марий Эл, укрепления экономической базы развития социальной сферы постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 года N 214 утверждена Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл.

Определение приоритетов развития республики диктует необходимость изменения кадровой политики во всех сферах деятельности. Новые производственные технологии, изменения в системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований к работникам со стороны работодателей.

Для решения этих задач требуется изменение существующего подхода к подготовке и воспроизводству кадрового потенциала для различных секторов экономики.

Сегодня актуальной проблемой остается нехватка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, уровень подготовки которых соответствовал бы требованиям современного производства.

Именно поэтому создание единого комплексного механизма развития и управления кадровым потенциалом республики, ориентированного на запросы динамичного рынка труда, конкретные требования работодателей, является одной из приоритетных задач и для государства, и для бизнеса.

В последние годы в Республике Марий Эл наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта. За период с 2001 по 2007 год его физические объемы увеличились на четверть.

Основными отраслями экономики, которые формируют валовый региональный продукт республики, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.

По итогам 2007 года в структуре валового регионального продукта промышленность составляет более 24 процентов.

Более двух третей работающих в промышленности приходится на предприятия машиностроения, химической, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности. Именно эти отрасли выделены в качестве приоритетных в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года.

Растет число малых предприятий и их вклад в экономику республики. В 2007 году в республике численность организаций малого бизнеса составила 4800, на них трудится почти 50 тыс. человек, что составляет 15 процентов от общего числа занятых в экономике (без учета индивидуальных предпринимателей). По прогнозным данным, к 2010 году среднесписочная численность работающих на малых предприятиях возрастет на 31 процент к уровню 2007 года.

Предприятия и организации республики уже сейчас начинают ощущать кадровый дефицит, а на рынке труда усиливается спрос работодателей на работников, имеющих высокую квалификацию. Изменения производственных технологий системы трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных требований к работникам со стороны работодателей. С внедрением новых производственных технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров: умению работать в команде, ответственности за общее дело, высокой требовательности к себе и качеству своей работы, умению планировать рабочее время, то есть возникает необходимость как можно более раннего включения учащихся в реальные производственные процессы.

Для решения этих задач требуются новые подходы к подготовке кадров, в первую очередь модернизация системы профессионального образования и переход на новые принципы социального партнерства образовательных учреждений с предприятиями и организациями.

Для обеспечения подготовки кадров в соответствии с новыми требованиями необходимо преодолеть разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, наладить тесный контакт между организациями и образовательными учреждениями, для формирования социального партнерства совершенствовать нормативную правовую базу.

Динамика конъюнктуры рынка, переход экономики республики на путь инновационного развития, внедрение новых технологий, новых форм организации работы, а также продолжающийся демографический спад диктуют необходимость непрерывного обучения и переквалификации (переподготовки) специалиста на протяжении всей его профессиональной деятельности.

Настоящая Программа предполагает решение данных вопросов.

Система профессионального образования Республики Марий Эл включает 12 учреждений начального и 24 учреждения среднего профессионального образования, в том числе 9 многоуровневых учреждений, созданных в процессе реструктуризации. Осуществляется подготовка молодежи и незанятого населения по 40 профессиям и 70 специальностям, 70 процентов образовательных учреждений ведут подготовку по пяти и более профессиям. Свыше 3 тыс. учащихся обучаются по программам начального профессионального образования и около 5 тыс. студентов - по программам среднего профессионального образования. Ежегодно свыше 2,5 тыс. человек из числа незанятого населения проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в учреждениях профессионального образования на договорной основе.

Соотношение подготовки рабочих кадров для ведущих отраслей экономики республики в системе профессионального образования в 2007 году составило: торговля и общественное питание - 18,2 процента, промышленность - 15,8 процента, сельское хозяйство - 25,2 процента, строительство - 20 процентов, транспорт - более 7 процентов.

В то же время, по данным Департамента государственной службы занятости населения Республики Марий Эл, на республиканском рынке труда наблюдается дисбаланс между спросом и предложением по целому ряду профессий и специальностей. Отсутствие организационных механизмов, позволяющих учреждениям взаимодействовать с работодателями по составлению прогноза потребностей в кадрах и формированию государственного заказа, приводит к несоответствию структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда.

Удовлетворение требований работодателей к выпускникам системы профессионального образования в отношении их готовности к профессионально-трудовой деятельности требует повышения уровня квалификации преподавательского состава и мастеров производственного обучения.

Однако вследствие невысокого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности, результатом является дефицит педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения.

Материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Средний процент износа основных фондов достиг 80 процентов, станочный парк и техническое оборудование, используемые в учебном процессе, физически и морально устарели.

Более 30 процентов зданий, занимаемых учреждениями профессионального образования, нуждаются в капитальном ремонте. Необходимы дополнительные вложения в оснащение учреждений профессионального образования новыми техническими средствами обучения, методическими пособиями, учебниками, информационно-коммуникационными технологиями.

Очевидное отставание материально-технической и учебно-производственной базы профессиональных учебных заведений от требований современного высокотехнологичного производства ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования. Профессиональные училища и колледжи не могут стать привлекательным местом для обучения в глазах потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, что напрямую влияет на показатели набора в учреждения профессионального образования.

Неблагоприятная демографическая ситуация в республике в период с 2001 по 2008 год привела к сокращению численности выпускников 9-х классов на 32 процента, выпускников 11-х классов - на 30 процентов. Большая часть молодежи не мотивирована на получение рабочих профессий, а зачастую и не информирована о реальной ситуации на рынке труда. Поэтому наметилась тенденция снижения количества учащихся в учреждениях начального профессионального образования.

Профессиональная ориентация молодежи осуществляется недостаточно системно, без учета реальной ситуации на рынке труда и востребованности профессий. Опросы старшеклассников показывают, что лишь 3,6 процента готовы обучаться по рабочим профессиям, что в 8 - 10 раз ниже количества, требуемого для воспроизводства трудовых ресурсов.

Перечисленные особенности социально-экономического развития Республики Марий Эл и состояние системы профессионального образования определяют современную стратегию и тактику кадрового обеспечения экономики, представленную в настоящей Программе.

Основные проблемы профессионального образования Республики Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009 - 2012 годы", приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.