Республиканская целевая программа "Развитие средств массовой информации и книгоиздания в Республике Марий Эл на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации государственной политики в сферах массовой информации и массовых коммуникаций, печати, информационной, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических печатных изданий, книжной и иной печатной продукции на территории Республики Марий Эл и за ее пределами, создания условий для сохранения и развития национального книгоиздания в Республике Марий Эл.
Разработка Программы обусловлена необходимостью выпуска социально значимых изданий, соблюдения конституционного права граждан на получение оперативной и достоверной информации как из печатных средств массовой информации, так и посредством наиболее популярных электронных средств массовой информации.
Важность отрасли для развития Республики Марий Эл определяется не только традиционными экономическими отраслевыми показателями выпуска продукции, но и тем влиянием, которое оказывают средства массовой информации на формирование общественного сознания, ролью средств массовой информации в установлении полноценного диалога между властью и обществом, определяющим влияние средств массовой информации на формирование имиджа Республики Марий Эл.
Особый уровень доверия населения сохраняется к традиционным печатным средствам массовой информации. Информирование населения о политике, проводимой Правительством Республики Марий Эл, общественное обсуждение социальных проектов, диалог, обратная связь с гражданами возможны на страницах регулярно издаваемых газет и журналов. Основа технологии, обеспечивающей беспрепятственную коммуникацию печатных средств массовой информации с обществом, - стабильный выпуск газетной (журнальной) продукции, качественные услуги типографий и распространителей.
В настоящее время в Республике Марий Эл издается 12 печатных средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Республики Марий Эл:
газеты "Кугарня", "Марийская правда", "Марий Эл", "Молодежная жизнь в Марий Эл", "Ямде лий", "Йамды ли";
журналы "Вестник Марий Эл", "Кече - Солнышко", "Марийский Мир - Марий Сандалык", "Ончыко", "Пачемыш - Оса", "У сем".
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Минкультуры Республики Марий Эл) является соучредителем 22 периодических печатных изданий, распространяемых на территории муниципальных образований Республики Марий Эл:
"Вести", "Ведомости Козьмы и Дамиана", "Вестник района", "Район илыш", "Волжская правда", "Волжские вести", "Восход", "Вперед", "Заря", "Знамя", "Край горномарийский", "Жера", "Край сернурский", "Шернур вел", "Моркинская земля", "Морко мланде", "Наша жизнь", "Звениговская неделя", "Сельская новь", "Юринский рабочий", "Йошкар-Ола".
Тираж отдельных газет составляет от 300 до 11 541 экземпляра, журналов - от 300 до 3 000 экземпляров.
На русском языке издается 18 наименований газетной и 4 наименования журнальной продукции. На марийском языке выходит 9 газет и 5 журналов. На татарском языке - вкладыш к газете "Наша жизнь".
Динамику выпускаемой печатной (газетной и журнальной) продукции за период 2006 - 2008 годов можно проследить по представленной ниже таблице.
(экземпляров)
Наименование издания | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Республиканские СМИ | ||||
газеты | ||||
1. | "Марийская правда" | 10500 (14540) | 7464 (13308) | 5174 (11541) |
2. | "Молодежная жизнь в Марий Эл" | 3 000 | 3 000 | 3 000 |
3. | "Марий Эл" | 6 062 | 5 200 | 5 100 |
4. | "Кугарня" | 4 124 | 3 615 | 3 155 |
5. | "Ямде лий" | 1 900 | 1 431 | 1 707 |
6. | "Йамды ли" | 365 | 427 | 388 |
журналы | ||||
7. | "Ончыко" | 1 850 | 1 900 | 1 845 |
8. | "У сем" | 300 | 300 | 300 |
9. | "Кече - Солнышко" | 1 500 | 1 500 | 1 500 |
10. | "Марийский Мир - Марий Сандалык" | - | - | 3 000 |
11. | "Вестник Марий Эл" | 999 | 999 | 999 |
12. | "Пачемыш - Оса" | 1 500 | 1 500 | 1 500 |
Районные (городские) СМИ | ||||
1. | "Вести" (Медведевский район) | 1 020 | 1 500 | 1 670 |
2. | "Ведомости Козьмы и Дамиана" | 1 500 | 1 500 | 1 500 |
3. | "Вестник района" | 2 200 | 2 750 | 2 750 |
4. | "Район илыш" (Советский район) | 330 | 300 | 530 |
5. | "Волжская правда" | 10 802 | 11 096 | 10 499 |
6. | "Волжские вести" | 2310 | 2 260 | 1 760 |
"Юл увер" | 2310 | 2 260 | 1 760 | |
7. | "Восход" (Килемарский район) | 830 | 900 | 1 040 |
8. | "Вперед" (Оршанский район) | 1 015 | 1 250 | 1 110 |
9. | "Заря" (Куженерский район) | 1 015 | 1 200 | 1 038 |
10. | "Знамя" (Мари-Турекский район) | 2 750 | 2 940 | 3 250 |
11. | "Край горномарийский" | 1 935 | 1 723 | 1 849 |
12. | "Жера" | 1 747 | 1 916 | 2 066 |
13. | "Край сернурский" | 1 450 | 1 810 | 2 128 |
14. | "Шернур вел" | 1 200 | 1 230 | 1 359 |
15. | "Моркинская земля" | 1 692 | 1 913 | 2 914 |
16. | "Морко мланде" | 1 614 | 1 675 | 1 282 |
17. | "Наша жизнь" (Параньгинский район) | 2450 | 2800 | 2997 |
Вкладыши к газете | 900 | 1180 | 1290 | |
18. | "Звениговская неделя" | 2 350 | 2 290 | 2 000 |
19. | "Сельская новь" (Новоторъяльский район) | 1 526 | 1 615 | 2017 |
20. | "Юринский рабочий" | 1 219 | 1 283 | 1 407 |
Развитие медиаиндустрии происходит в соответствии с очевидной российской и мировой тенденцией, при которой уровень интереса к печатным средствам массовой информации, книгам и иной полиграфической продукции снижается и заметно уступает уровню интереса к телевидению, радио, Интернету как способам передачи информации, что кардинально меняет структуру воспринимаемой потребителем информации.
При этом концепция вещания телевидения и радио ориентируется преимущественно на экономический результат (прежде всего, рейтинг программ, обеспечивающий рекламные контракты), что приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ в ущерб образовательным, познавательным, детским, просветительским передачам, производство которых требует значительного финансирования.
Влияние органов власти региона на концепции вещания федеральных каналов практически отсутствует, так как полномочия по лицензированию и контролю за электронными средствами массовой информации закреплены за федеральными органами исполнительной власти.
Развитие телевизионного и радиовещания в Республике Марий Эл осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 12 апреля 2005 года N 134-р "Об организации государственного телевизионного и радиовещания в Республике Марий Эл". Минкультуры Республики Марий Эл ежегодно размещает заказы на производство телевизионных и звуковых программ, освещающих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Марий Эл, тематических передач на русском и марийском языках, образовательных и детских программ, а также роликов социальной рекламы. Программы, приобретенные по государственному заказу, транслируются в региональных "окнах" телеканалов "Культура", "СТС" ("СТС-ОлаТВ"), "Рен-ТВ", "Россия", а также на региональных FM-каналах и в телекоммуникационной системе "Сельское радио".
В 2006 - 2008 годах телевизионное вещание на каналах "Россия" и "Культура" (исполнитель - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" (далее - ГТРК "Марий Эл") составляло до 844 часов, из них на русском языке - 557, марийском - 283, татарском - 4 часа. ГТРК "Марий Эл" по заказу Минкультуры Республики Марий Эл в 2008 году было изготовлено 27 тематических программ, в том числе детских - 3, на национальных языках - 7.
С 2007 года в Республике Марий Эл осуществляется проект "Марий Эл ТВ" - производство и размещение в телевизионном эфире тематических программ на марийском языке. При финансовой поддержке Правительства Республики Марий Эл объем транслирования тематических программ на марийском языке увеличился с 20 часов в 2007 году до 240 часов в 2008 году.
В Республике Марий Эл успешно развивается эфирное радиовещание в УКВ-диапазоне. До 2008 года исполнитель республиканского эфирного радиовещания - "Марий Эл Радио" определялся по итогам проведения открытого конкурса. В 2006 и 2007 году эфирное радиовещание составляло 4 732 часа, в 2008 году - 4 745 часов, в том числе на марийском языке - 4 380 часов, на татарском - 365 часов.
С 2009 года согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2008 года N 344 в Республике Марий Эл создано автономное учреждение "Марий Эл Радио". В соответствии с государственным заданием "Марий Эл Радио" должно вещать на марийском и татарском языках 4 745 часов, то есть 13 часов в сутки. Это важное событие для развития республиканского радиовещания.
В настоящее время характерно сокращение доли активно читающих людей. Между тем традиционно книга выполняет важнейшие культурные, социальные, образовательные и просветительские функции, для реализации которых, как показывает мировой опыт, необходима государственная поддержка. В этой связи особую актуальность приобретают осуществляемые Правительством Республики Марий Эл меры по финансовой поддержке проектов социально значимых изданий.
При финансовой поддержке республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2006 - 2007 годах в рамках конкурса социально значимых проектов было издано 48 книг тиражом 41 000 экземпляров. В 2008 году было издано 28 книг на русском и марийском языках общим тиражом 34 000 экземпляров.
Основным национальным книгоиздательским центром республики является государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Марийское книжное издательство". В 2008 году данным предприятием было издано 19 книг, в том числе на марийском языке - 13, детских книг - 4. Среди издателей следует отметить также открытое акционерное общество "Марийский полиграфическо-издательский комбинат", открытое акционерное общество "Периодика Марий Эл", негосударственное учреждение "Центр-музей им. В.Колумба", общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Ото", государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Газета "Марий Эл", общество с ограниченной ответственностью "Типография "Стринг".
Ситуация в отрасли средств массовых коммуникаций в Республике Марий Эл характеризуется не только разнообразием печатных и электронных средств массовой информации, но и вовлечением в эту среду большого количества работников как творческого, так и управленческого профилей. Важным элементом развития отрасли является повышение квалификации сотрудников средств массовой информации, подготовка специалистов всех уровней для издательств, агентств, типографий.