Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (2010 - 2015 ГОДЫ)" (с изменениями на: 20.02.2014)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основные цели и задачи реформирования государственной гражданской службы Республики Марий Эл были сформулированы в республиканских программах "Реформирование государственной службы Республики Марий Эл (2005 - 2006 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 ноября 2004 года N 255, и "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006 - 008 годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2006 года N 151, срок действия которой был продлен на 2009 - 2010 годы.

В процессе реформирования заложены правовые, организационные и экономические принципы функционирования государственной гражданской службы Республики Марий Эл.

В 2004 году принят Закон Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл", иные законы Республики Марий Эл и нормативные правовые акты Президента Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл. Всего принято и действует по состоянию на 1 января 2010 г. 82 нормативных правовых акта по вопросам правового регулирования и организации гражданской службы.

В целом анализ кадровой ситуации в республике показывает, что процесс развития гражданской службы происходит достаточно динамично, затрагивая все составляющие кадровой работы и реализации государственной кадровой политики. В ходе реформирования определены новые подходы к формированию кадрового состава гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл (далее - должности гражданской службы), конкретизированы квалификационные требования к должностям гражданской службы, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на гражданской службе.

По состоянию на 1 января 2010 г. укомплектованность государственных органов кадрами составляет 97,4 процента.

Применение более эффективных методов подбора, расстановки и развития кадров позволило сделать кадровый состав гражданской службы адекватным современным требованиям и задачам, стоящим перед государственными органами. На 1 января 2010 г. общее число гражданских служащих, имеющих высшее образование, составило 96,8 процента. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года доля лиц с высшим профессиональным образованием выросла на 3,6 процента (2007 год - 93,2 процента; 2008 год - 95,7 процента).

Средний возраст гражданских служащих, замещающих на 1 января 2010 г. должности гражданской службы, составляет 41 год.

Отмечена тенденция к достижению стабильности кадрового состава. Наибольшее количество гражданских служащих (53 процента) находится в наиболее трудоспособном возрасте (от 31 до 50 лет). В 2007 году доля таких гражданских служащих составляла 50 процентов, а в 2008 году - 53,5 процента. Кроме того, значительной является доля молодых кадров (до 30 лет) - 22 процента.

Анализ кадровой ситуации по стажу и опыту работы гражданских служащих показывает, что в государственных органах примерно в равных частях сочетаются группы служащих, имеющих достаточно большой опыт работы (стаж от 5 до 15 лет - 43,3 процента, свыше 15 лет - 28 процентов), и гражданских служащих, сравнительно недавно пришедших в органы власти (стаж от 1 года до 5 лет - 23 процента). Доля лиц со стажем менее 1 года в 2009 году составляет 6 процентов, что свидетельствует о закреплении кадров, поступивших на гражданскую службу несколько лет назад.

Анализ гендерного состава гражданских служащих свидетельствует о сохранившейся тенденции увеличения численности женщин, работающих на гражданской службе. Общая численность женщин на 1 января 2010 г. составляет 966 человек (71,2 процента). На 1 января 2008 г. общая численность женщин составляла 764 человека (70 процентов), на 1 января 2009 г. - 910 человек (70,8 процента).

Такой сравнительно высокий процент женщин в государственных органах объясняется преобладанием женщин на должностях гражданской службы, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.

Вместе с тем количество женщин, замещающих руководящие должности гражданской службы, отнесенных к высшей и главной группе должностей гражданской службы, в 2009 году увеличилось на 3 процента по сравнению с 2008 годом.

Основной формой профессионального развития гражданских служащих является получение дополнительного профессионального образования. Ежегодно на основании государственного заказа Республики Марий Эл, утверждаемого постановлением Правительства Республики Марий Эл, около 200 гражданских служащих обучаются по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Всего за последние три года обучения 836 человек (62 процента от общей численности гражданских служащих), в том числе 5 гражданских служащих, прошли стажировку за рубежом. Начиная с 2007 года в систему профессионального обучения гражданских служащих республики стали внедряться инновационные подходы. Так, в течение последних трех лет в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" при непосредственном участии должностных лиц Администрации Президента Республики Марий Эл разработано 7 новых программ повышения квалификации, адаптированных к мероприятиям административной реформы и развития гражданской службы в республике и содержащих элементы образовательных инноваций. По данным образовательным программам получил дополнительное профессиональное образование 251 гражданский служащий (33,4 процента от общего числа обученных). При освоении указанных программ особое внимание уделялось изучению гражданскими служащими правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности.

Проведенная работа способствовала достижению определенных результатов:

100 процентов гражданских служащих, включенных в управленческий кадровый резерв Республики Марий Эл, ранее прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования инновационной направленности;

каждый второй гражданский служащий из числа получивших дополнительное профессиональное образование был поощрен по результатам профессиональной служебной деятельности;

результаты выпускных (аттестационных) работ гражданских служащих использовались государственными органами для совершенствования организационных, правовых, кадровых и финансовых механизмов по различным направлениям государственного управления.

Развивается практика формирования кадрового резерва на гражданской службе по результатам конкурсных отборов. Реализуется республиканская программа "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (2009 - 2013 годы)". Однако система формирования кадрового резерва на гражданской службе Республики Марий Эл не лишена недостатков. Ощущается нехватка квалифицированных кадров в государственных органах, отсутствует механизм ротации кадров.

Особое место на гражданской службе Республики Марий Эл занимает разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции. На основе федерального антикоррупционного законодательства утверждена Программа противодействия коррупции в Республике Марий Эл на 2009 - 2010 годы. Нормативная правовая база гражданской службы приводится в соответствие с действующим законодательством. Вместе с тем механизмы противодействия коррупции в государственных органах нуждаются в совершенствовании.

Дальнейшее развитие гражданской службы требует решения ряда проблем.

Оценка профессиональной служебной деятельности гражданских служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям.

Качество профессионального обучения гражданских служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития гражданской службы.

Отсутствуют унифицированные методики и технологии подбора кадров на гражданскую службу, недостаточно проработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, квалификационных экзаменов и аттестации гражданских служащих.

Кроме того, общей проблемой осуществления кадровой политики и реформирования гражданской службы является недостаточная открытость гражданской службы, нарушение требований законодательства о гражданской службе, что способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.

Опыт осуществления мероприятий республиканских программ реформирования государственной гражданской службы Республики Марий Эл (2005 - 2006 годы) и проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006 - 2008 годах выявил необходимость постановки целей и задач следующего этапа развития гражданской службы Республики Марий Эл.

Реализация настоящей Программы позволит завершить качественное преобразование гражданской службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на гражданской службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.