Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" (с изменениями на: 18.03.2013)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Инновация - это результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей. В решении задач обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способной обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.

Инновационная деятельность охватывает создание и внедрение:

новой продукции;

новых технологических процессов и форм организации производства;

нового рынка;

новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур;

новых предпочтений человека в духовной сфере.

В последнее время вопрос развития инновационной деятельности приобрел для России особую остроту и актуальность.

Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Она должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

В настоящее время российские компании отличает низкая инновационная активность - только 8,5 процента от общего числа предприятий внедряют технологические инновации, в некоторых зарубежных странах эта цифра колеблется от 40 до 70 процентов.

Главным потребителем инноваций в России выступают машиностроение, фармацевтика, химия. Лидеры российского бизнеса - крупные энергетические и металлургические компании прямо не заинтересованы в реализации наукоемких проектов, более того предпочитают осуществлять технологическую модернизацию с помощью известных зарубежных компаний, то есть не способствуют формированию и функционированию полноценных национальных рынков новых продуктов, технологий, услуг. Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы является комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности на мировых рынках.

Создание республиканской инновационной системы требует совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями.

Возможности инновационного развития Республики Марий Эл во многом базируются на стабильности экономического роста, заинтересованности Правительства Республики Марий Эл в росте инвестиционной привлекательности, развитии процессов межрегионального сотрудничества, формировании эффективной нормативной правовой базы, развитии промышленного комплекса, обладающего высокими технологиями, а также на интеллектуальном и кадровом потенциале Республики Марий Эл.

Как показывает изучение зарубежного опыта, для инновационного развития необходимы четыре исходных условия: технологический и интеллектуальный потенциал; востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, физических лиц; институциональная система, ориентированная на инновационное развитие; постоянный рост числа участников инновационной цепочки путем вовлечения в нее новых социальных групп.

Перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии создания региональной инновационной системы. Это результат деятельности многофункциональной инновационной системы, в которую входят научно-исследовательские институты, университеты, предприятия, финансовые институты, исследовательские центры, органы власти.

Республика Марий Эл в настоящее время располагает значительным кадровым научным потенциалом, развитой научной инфраструктурой. Научную и научно-исследовательскую деятельность в Республике Марий Эл осуществляют следующие учреждения:

государственное научное учреждение Марийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук;

государственное бюджетное научное учреждение при Правительстве Республики Марий Эл "Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М.Васильева";

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.11.2011 N 378)

открытое акционерное общество "Волжский научно-исследовательский институт целлюлозно-бумажной промышленности";

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет";

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 24.11.2011 N 378, от 18.03.2013 N 69)

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет" и другие.

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.11.2011 N 378)

В развитии региональных инновационных систем большую роль играет государственный сектор, учреждения высшего образования. Создание элементов региональной инновационной системы должно стимулироваться через осуществление надлежащей инновационной политики. Но это требует изменения методов и организации работы органов исполнительной власти, предприятий, рыночных институтов.

Промышленный комплекс Республики Марий Эл определяет состояние производственного потенциала республики, обеспечивает устойчивое функционирование главных отраслей экономики, а также наполнение потребительского рынка.

Социальная значимость промышленного комплекса республики определяется тем, что комплекс предприятий представлен 993 действующими организациями, производящими промышленную продукцию, и объединяет 10 организаций по добыче полезных ископаемых, 937 организаций обрабатывающих производств и 46 предприятий - по производству и распределению электроэнергии, газа, воды.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, в республике 13 организаций, выполняющих исследования и разработки, - закрытое акционерное общество "Специальное конструкторское бюро "Хроматэк", общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Геникс", открытое акционерное общество "Копир", закрытое акционерное общество "Краснооктябрьский завод металлоизделий", открытое акционерное общество "Завод полупроводниковых приборов", открытое акционерное общество "Марийский машиностроительный завод" и др. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами организаций промышленного производства и сферы услуг составляет 3,1 процента. Внутренние затраты на исследования и разработки - 112,3 млн. рублей.