Настоящая Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной культурной политики в Республике Марий Эл, установленными на основании Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года N 85-III "О культуре".
Программа является логическим продолжением ранее принятой республиканской целевой программы "Сохранение нематериального культурного наследия народов Республики Марий Эл и развитие культурно-досуговой деятельности на 2008 - 2010 годы". Программа направлена на сохранение культурного потенциала и нематериального культурного наследия народов, проживающих в Республике Марий Эл, модернизацию клубно-досуговой сферы.
В современных условиях роль и миссия народного искусства в общественной и культурной жизни неизмеримо возрастает.
Между тем в результате происходящих изменений особо уязвимыми оказались нематериальные культурные ценности народов России, в том числе народов, проживающих в Республике Марий Эл, включающие в себя устные традиции и формы их выражения, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами и народными промыслами, - все то, что передается от поколения к поколению и формирует чувство национальной самобытности и преемственности. В связи с этим Программа в качестве доминирующих приоритетов определяет формирование патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений и становится средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.
В последние годы в Республике Марий Эл в качестве одного из приоритетных направлений определена деятельность по сохранению и развитию традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов, проживающих в Республике Марий Эл.
В республике выработалась своя традиция проведения фестивалей, конкурсов, выставок, которые способствуют переосмыслению забытого современниками многовекового духовного наследия и воссозданию произведений народного творчества в новых условиях, осознанию национальной самобытности народов, проживающих в Республике Марий Эл. Широкую популярность в республике завоевали ставшие традиционными республиканские фестивали-конкурсы: балетмейстеров-постановщиков им. Н.П.Дружининой-Кузнецовой, "Калейдоскоп", народных сказителей, "На поэтической волне", волыночной музыки "Шувыр" ("Волынка"), певческий праздник "Пеледыш айо" ("Праздник цветов"). Регулярно проводятся фестивали фольклорных коллективов, выставки изделий декоративно-прикладного творчества "Все из дерева" и "Золотых рук творенье". Широкий резонанс среди населения и любителей народного искусства получили открытый межрегиональный фестиваль-конкурс исполнителей национальной патриотической песни финно-угорских народов "Ший памаш" ("Серебряный родник"), Всероссийский конкурс видеофильмов по народному творчеству и этнографии, Всероссийский фестиваль национального костюма "Марий вургем пайрем унала ужеш" ("Праздник марийского костюма приглашает в гости"), Международная фотовыставка финно-угорских народов "Корни".
Настоящая Программа разработана с учетом положительного опыта организации и проведения фестивально-конкурсных акций разного уровня и позволит значительно расширить географию фестивального движения, стимулирующего и поддерживающего развитие традиционной народной культуры.
Одним из важнейших источников бытования традиционной народной культуры является российская деревня. В Республике Марий Эл функционируют 364 учреждения культуры клубного типа, из них 92 процента расположены в сельской местности. Для большинства населения, проживающего в сельской местности, муниципальное учреждение культуры - единственный источник, обеспечивающий условия для реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, создающий условия для сохранения и развития этнокультурных традиций. И эти ценности культуры востребованы. Всего в творческих коллективах культурно-досуговых учреждений занимается более 36 тыс. участников, из них 49 процентов составляют дети.
Вместе с тем материально-техническая база большинства муниципальных учреждений культуры клубного типа, расположенных в сельской местности, находится в крайне плохом состоянии и значительно отстает от современных требований. Повсеместно отмечается большой износ оборудования, музыкальных инструментов, значительная нехватка осветительной, звуковой видеоаппаратуры. В течение многих лет не обновляются сценические костюмы любительских коллективов. Отсутствие постоянно действующих мастерских по изготовлению национальных инструментов отрицательно сказывается на количестве оркестров и ансамблей народных инструментов. Одной из важнейших проблем является отсутствие возможности выхода в единое культурное пространство через сеть Интернет. В сельской местности современным компьютерным оборудованием располагают всего лишь 32 (8,7 процента) учреждения культуры клубного типа.
Существенной проблемой развития культуры в сельской местности является недостаточная кадровая обеспеченность. В современных условиях прослеживается отток кадров из культурно-досуговой сферы в связи с низкой заработной платой, падение престижа профессии работника культуры, приход в отрасль кадров, особенно на селе, не имеющих специального профессионального образования. В настоящее время из 1 237 творческих работников лишь 43 процента имеют средне-специальное и высшее образование по профилю работы, в том числе в сельской местности - 40 процентов.
Сложившееся положение обуславливает необходимость целевой подготовки и организации системы повышения квалификации специалистов муниципальных учреждений культуры клубного типа. Следствием обозначенных проблем стало сокращение количества клубных мероприятий, снижение эффективности и качества культурно-досуговых мероприятий. Вследствие отсутствия современного технологического оборудования слабо развиваются кружки технического и декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, для более качественных преобразований учреждений культуры клубного типа, представляющих собой базовую основу обеспечения условий для сохранения и развития народного творчества, необходимо провести комплексное материально-техническое переоснащение и реструктуризацию сети культурно-досуговых учреждений. В связи с этим Программа предусматривает ряд мероприятий по модернизации материальной базы, технического и технологического оснащения культурно-досуговых учреждений. В ходе Программы будет реализована задача по созданию специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества, - Центров и Домов народной культуры, Национально-культурных и Этнокультурных Центров, Домов фольклора и Домов ремесел. С целью сохранения и восстановления традиционных видов ремесел, определяющих самобытность культуры Республики Марий Эл, предполагается создание Национального центра ремесел.
Пристальное внимание будет уделено фольклорным коллективам как носителям традиционной народной культуры. Программа позволит поддержать деятельность 116 фольклорных коллективов, занимающихся сегодня возрождением, сохранением и развитием уникальной культуры народов и этнических групп республики (76 марийских, 10 русских, 5 татарских, 1 удмуртский, 1 чувашский и 14 смешанных фольклорных коллективов).
Особую обеспокоенность вызывает работа по проведению полевых экспедиций, изыскательских работ по выявлению подлинных носителей народных культурных традиций, созданию благоприятных условий для их творческой деятельности, популяризации и передачи знаний, навыков и технологий новым поколениям. Отсутствие компьютерной техники в учреждениях культуры клубного типа негативно сказывается в работе по обработке уникальных образцов традиционной культуры, полученных ранее у носителей народной культуры. Такие проявления нематериального культурного наследия, как традиционная народная музыка, танцы, праздники, народные ремесла и художественные промыслы, устные традиции, находятся под угрозой исчезновения. Принимая во внимание постепенный уход из жизни непосредственных носителей традиционной культуры, можно прогнозировать безвозвратную утрату уникальных образцов нематериального художественного наследия народов, проживающих в республике.
В связи с этим одним из наиболее эффективных путей сохранения нематериального наследия является создание информационных банков данных, перевод в электронную форму образцов традиционной народной культуры, представляющих празднества, обряды, обычаи, исполнительские искусства, устное творчество, традиционные ремесла.
Реализация программных мероприятий позволит обеспечить сохранность и передачу последующим поколениям образцов духовной культуры через создание:
реестра объектов нематериального культурного наследия народов, проживающих в Республике Марий Эл;
аудио-, видеолабораторий по сохранению национальных культур;
инновационных творческих лабораторий по сохранению национальных культур народов Республики Марий Эл, разработке и внедрению новых активных форм культурно-досуговой деятельности.
Современный подход к обновлению содержания деятельности культурно-досуговых учреждений требует совершенствования информационного обеспечения специалистов учреждений культуры. Более конкретной и действенной должна стать деятельность по разработке и распространению методических изданий, этнографических, сценарных материалов по народной культуре Республики Марий Эл. В свою очередь будет проводиться целенаправленная работа по внедрению новых электронных технологий в практическую деятельность по сохранению и популяризации традиционной культуры, что обеспечит доступ специалистов в области культуры к профессиональной информации. В рамках реализации программных мероприятий планируется разработка и создание:
республиканского сайта по традиционной народной культуре;
республиканской локальной сети по информационно-методическому обеспечению деятельности учреждений культуры клубного типа.
Основные проблемы в культурно-досуговой сфере Республики Марий Эл, затрагиваемые Программой, приведены в приложении N 1.