Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 27.12.2013)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Анализ состояния обеспечения безопасности дорожного движения в республике начиная с 1991 года, когда был зарегистрирован максимальный уровень аварийности, позволяет выделить два основных прямо противоположных периода. На протяжении 1992 - 1996 годов сложилась устойчивая тенденция снижения уровня аварийности, последующий период (с 1997 по 2005 год) характеризуется ростом основных показателей аварийности.

Если в 1997 году на территории республики было зарегистрировано 730 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 116 и ранено 814 человек, то уже за 2005 год эти показатели составили 1199 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 197 и получило ранения 1527 человек.

Принятие в 2006 году республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2006 - 2012 годах" позволило добиться сокращения числа дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них людей. Однако уровень аварийности на территории нашей республики еще остается значительным. В 2009 году зарегистрировано 1087 дорожно-транспортных происшествий, в которых 157 человек погибли и 1540 получили ранения различной степени тяжести. Указанное количество погибших в автомобильных авариях людей стало самым низким за последние 10 лет.

Сохранение высокого уровня аварийности на дорогах в республике за последние годы объясняется рядом факторов, основные из которых: увеличение парка транспортных средств, особенно находящихся в личном пользовании граждан, недостаточные объемы финансирования мероприятий по содержанию дорог и мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, недостатки в работе дорожных и коммунальных организаций.

Основные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл, затрагиваемые настоящей Программой, представлены в приложении N 1 к Программе.

Продолжает увеличиваться автомобильный парк республики. Если в 2005 году на тысячу жителей республики приходилось 220 автомобилей, то в 2009 году этот показатель составил 255 автомобилей. При этом дорожно-транспортная инфраструктура катастрофически отстает, темпы роста автомобильного парка в несколько раз превышают темпы строительства и ремонта дорог и инженерных сооружений.

Комплексная проверка содержания автомобильных дорог в республике показывает неполное соответствие состояния проезжей части, обочин, элементов обустройства установленным требованиям, низкую оснащенность автомобильных дорог дорожными знаками.

В целом состояние существующей улично-дорожной сети характеризуется как неудовлетворительное. В течение последнего десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к снижению эксплуатационно-технического состояния сети дорог. Происходит нарастание количества дефектов и разрушений вследствие недостаточного восстановительного ремонта. Годовые объемы ремонтных работ не превышают 1,3 процента от годовой нормативной потребности. Постоянно накапливающийся недоремонт вынуждает значительную часть средств из сметы на содержание дорог расходовать на устранение дефектов проезжей части (выбоины, трещины, просадки, пучины), не устраняя причин их образования. Сохранение должного состояния дорог обеспечивается в большей мере за счет текущего содержания дорог.

Отмечается общее ухудшение дисциплины участников дорожного движения. Основное влияние на уровень аварийности в республике оказывают водители транспортных средств ввиду сознательного нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации, которыми ежегодно совершается более 80 процентов дорожно-транспортных происшествий. Основными причинами, способствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий, являются: управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, превышение скорости движения, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, выезд на полосу встречного движения.

За 2009 год 146 дорожно-транспортных происшествий совершены по вине водителей, стаж управления транспортными средствами которых составляет менее 3 лет. Совершенствование системы подготовки водителей в значительной мере способствует повышению безопасности дорожного движения. Но, как показывают результаты приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами, качество обучения постоянно снижается. Поэтому необходимо наиболее объективно оценивать подготовку кандидата в водители, в том числе и с помощью специальных технических средств.

По оценкам независимых международных организаций, стоимость инвестиций, вложенных в развитие одного человека в возрасте 30 - 35 лет (наиболее экономически трудоспособный возраст) и безвозвратно утраченных в результате его гибели в дорожно-транспортном происшествии, составляет около 2 млн. рублей. Стоимость лечения и реабилитации одного раненого в результате дорожно-транспортного происшествия составляет более 500 тыс. рублей.

Не соответствует современным требованиям система спасения и эвакуации пострадавших с мест дорожно-транспортных происшествий, оказания им своевременной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

В результате экономика республики ежегодно теряет от вынужденного отвлечения денежных средств на постоянное увеличение финансирования лечения и реабилитации граждан, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, и мероприятий, связанных с социальной поддержкой семей погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях граждане исключаются из числа экономически активного населения, не в состоянии выплачивать налоги и материально поддерживать свои семьи.

Абзацы четырнадцатый - шестнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.11.2011 N 362.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Программа строится на принципах законности, демократизма и гласности, комплексного решения проблем, приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.