Республиканская программа "Развитие муниципальной службы в Республике Марий Эл (2012 - 2014 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года N 25-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы".
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в 9 городских округах и муниципальных районах республики приняты муниципальные программы развития муниципальной службы.
В республике проводится целенаправленная работа по правовому обеспечению муниципальной службы. Сформирована нормативная правовая база как на уровне республики (действуют 3 республиканских закона), так и в муниципальных образованиях. По состоянию на 1 сентября 2011 г. органами местного самоуправления принято более 778 муниципальных нормативных правовых актов по вопросам муниципальной службы.
С мая 2009 г. обеспечено ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов в Республике Марий Эл. Организовано методическое сопровождение принятия муниципальных правовых актов в сфере муниципальной службы.
Вместе с тем с учетом складывающейся практики реализации законодательства о муниципальной службе происходит его совершенствование и, как следствие, требуется изменение (по мере необходимости) законодательства Республики Марий Эл о муниципальной службе. Данная работа должна носить планомерный и системный характер. Задачи по совершенствованию нормативной правовой базы муниципальной службы должны решаться и на местном уровне.
Институт муниципальной службы является одним из важнейших элементов в организации местного самоуправления и решении вопросов местного значения. Эффективность деятельности органов местного самоуправления по повышению качества предоставления (исполнения) муниципальных услуг (функций) во многом зависит от того, насколько грамотно и профессионально будет действовать управленческий аппарат. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков, отвечающих современным потребностям развития общества, приводит к низкому качеству управленческих решений, а следовательно, к утрате авторитета органов местного самоуправления у населения.
Анализ кадрового потенциала муниципальных служащих в Республике Марий Эл свидетельствует о следующем.
По состоянию на 1 июля 2011 г. в органах местного самоуправления республики образовано 1856 должностей муниципальной службы, укомплектованность кадрами составляет 98 процентов.
Внедрение современных методов кадровой работы способствовало укреплению кадрового потенциала органов местного самоуправления.
Наблюдается высокая доля служащих в трудоспособном возрасте от 31 года до 50 лет, которые уже имеют практический опыт для качественной реализации должностных полномочий, - 49 процентов от общего количества муниципальных служащих. Количество муниципальных служащих, имеющих достаточно большой опыт работы на должностях муниципальной службы (свыше 15 лет), составляет 34,4 процента, муниципальных служащих, сравнительно недавно пришедших в органы местного самоуправления (до 5 лет), - 28,2 процента.
В республике проводятся мероприятия, направленные на качественное улучшение кадрового потенциала органов местного самоуправления. Из общего числа муниципальных служащих высшее профессиональное образование имеют 80,3 процента, из них доля муниципальных служащих, имеющих экономическое, управленческое юридическое образование, составляет 37,5 процента. Ученую степень кандидата наук имеют 8 муниципальных служащих.
Одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления. До 2010 года профессиональное обучение муниципальных служащих осуществлялось в рамках реализации постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2006 года N 175 "Об основных направлениях подготовки кадров органов местного самоуправления на 2007 - 2009 годы". В настоящее время в 13 городских округах и муниципальных районах республики получение дополнительного профессионального образования организовано в соответствии с муниципальными программами профессионального развития кадров муниципальной службы. За три последних года более 1000 муниципальных служащих прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования, адаптированным к актуальным проблемам развития местного самоуправления и муниципальной службы в Республике Марий Эл. С учетом современных потребностей и динамики развития муниципальной службы необходимо сформировать систему непрерывного профессионального обучения муниципальных служащих на основе долгосрочного планирования. Существует необходимость внедрения инновационных образовательных технологий в процесс обучения муниципальных служащих.
В ряде органов местного самоуправления определены новые подходы к формированию кадрового состава:
конкретизированы квалификационные требования к должностям муниципальной службы;
вводится конкурсный отбор на вакантные должности муниципальной службы. В 2010 году на муниципальную службу по результатам конкурса поступили 44 человека (23 процента);
формируются кадровые резервы. По состоянию на 1 июля 2011 г. количество резервистов муниципальных образований составляет 642 человека, из них муниципальных служащих - 351 человек (54,7 процента), 95 процентов резервистов имеют высшее профессиональное образование. Кадровые резервы, сформированные на конкурсной основе, должны постепенно становиться основным источником формирования кадрового состава.
Таким образом, активное внедрение на муниципальной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы будет способствовать формированию высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, обеспечивающего эффективное функционирование органов местного самоуправления.
Самостоятельным направлением развития муниципальной службы в Республике Марий Эл является совершенствование работы, направленной на предупреждение и противодействие коррупции, выявление и разрешение конфликта интересов на муниципальной службе. В 15 муниципальных районах и городских округах приняты муниципальные антикоррупционные программы (планы). По состоянию на 1 июля 2011 г. только в 152 органах местного самоуправления образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что составляет 83,5 процента от требуемого количества. Первоочередными мерами в борьбе с коррупцией должны стать прозрачность деятельности органов местного самоуправления, повышение эффективности их взаимодействия с гражданским обществом, усиление контроля за соблюдением муниципальными служащими ограничений и запретов, установленных федеральными законами. Особое внимание следует уделять формированию служебной этики как системы моральных требований общества к поведению муниципальных служащих, социальному назначению их служебной деятельности.
Таким образом, развитие муниципальной службы в Республике Марий Эл должно осуществляться на основе Программы, последовательная реализация мероприятий которой позволит повысить результативность, роль и престиж муниципальной службы.