13.4.1. Территориальное развитие городских округов и поселений Республики Марий Эл в системе расселения, в том числе категорированных городов, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городов и объектов.
13.4.2. Новые промышленные предприятия, узлы и территории не должны проектироваться в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, в зонах возможного катастрофического затопления, а также на территориях населенных пунктов, где строительство и расширение промышленных предприятий, узлов и территорий запрещены или ограничены, за исключением предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения, а также для нужд промышленного, коммунального и жилищно-гражданского строительства.
Дальнейшее развитие действующих промышленных предприятий, узлов и территорий, находящихся в категорированных городах, а также объектов особой важности должно осуществляться за счет их реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей предприятий, численности работников и объема вредных стоков и выбросов.
13.4.3. Группы новых промышленных предприятий (промышленные узлы) и отдельные категорированные объекты следует проектировать в экономически перспективных населенных пунктах, расположенных от границ застройки категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии:
не менее 60 километров - для городов особой и первой групп по гражданской обороне;
не менее 40 километров - для городов второй группы по гражданской обороне;
не менее 25 километров - для городов третьей группы и объектов особой важности по гражданской обороне (в том числе атомных станций).
13.4.4. Центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе застроенных территорий малых и средних населенных пунктов (некатегорированные), должны проектироваться от границ категорированных городов на расстояниях, указанных в пункте 13.4.3 настоящих нормативов, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их застройки следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 (таблица 3).
13.4.5. При проектировании новых аэропортов гражданской авиации, приемных и передающих радиоцентров, вычислительных центров, а также животноводческих комплексов и крупных ферм, птицефабрик их размещение следует проектировать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. Кроме того, перечисленные объекты следует проектировать на безопасном расстоянии от объектов, которые могут быть источниками вторичных факторов поражения (химические предприятия, атомные станции, хранилища сильнодействующих ядовитых веществ, нефти, нефтепродуктов, газов).
13.4.6. Проектирование базисных складов для хранения сильно действующих ядовитых веществ, взрывчатых веществ и материалов, горючих веществ, складов государственного резерва следует осуществлять в соответствии с требованиями пункта 7.2 настоящих нормативов.
Базисные склады нефти и нефтепродуктов, проектируемые у берегов рек на расстоянии 200 метров и менее от уреза воды (при максимальном уровне), должны размещаться ниже (по течению рек) населенных пунктов, пристаней, речных вокзалов, гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений, железнодорожных мостов и водопроводных станций, на расстоянии не менее 100 метров.
13.4.7. Предприятия по переработке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также базисные склады указанных жидкостей (наземные склады 1-й группы согласно нормам проектирования складов нефти и нефтепродуктов) следует размещать ниже по уклону местности относительно жилых и производственных зон населенных пунктов и объектов, автомобильных и железных дорог с учетом возможности отвода горючих жидкостей в безопасные места в случае разрушения емкостей.
13.4.8. Продовольственные склады, распределительные холодильники и склады непродовольственных товаров первой необходимости регионального значения, а также хранилища товаров, предназначенных для снабжения населения категорированных городов, должны проектироваться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Проектирование в одном месте (концентрированно) продовольственых складов, снабжающих население категорированных городов основными видами продуктов питания, не допускается.
13.4.9. При подготовке генеральных планов городских округов и поселений следует учитывать:
численность населения планировочных и жилых районов населенных пунктов при проектировании должна соответствовать требованиям СНиП 2.01.51-90 (таблица 4);
максимальная плотность населения жилых районов и кварталов (микрорайонов) населенного пункта, человек на 1 гектар, при проектировании должна соответствовать требованиям СНиП 2.01.51-90 (таблица 5);
при застройке жилых и общественно-деловых зон населенных пунктов этажность зданий не должна превышать 10 этажей.
13.4.10. При подготовке документации по планировке территории, а также при развитии застроенных территорий разрабатывается план "желтых линий" с учетом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также характера и масштабов возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, удалению от других населенных пунктов, а также объектов особой важности.
Разрывы от "желтых линий" до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с требованиями приложения 3 СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны".
Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах "желтых линий".
Ширину незаваливаемой части дороги в пределах "желтых линий" следует принимать не менее 7 метров.
13.4.11. При подготовке генеральных планов городских округов и поселений, проектов планировки, застройки зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории (водоемы, спортивные площадки и т.п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение территории населенных пунктов противопожарными разрывами шириной не менее 100 метров на участки площадью не более 2,5 кв. километра при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III степеней огнестойкости и не более 0,25 кв. километра при преобладающей застройке зданиями IV, V степеней огнестойкости.
13.4.12. Система зеленых насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей городского населенных пунктов (в случае его поражения) в парки и леса пригородных зон.
13.4.13. Магистральные улицы населенных пунктов должны проектироваться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и производственных зон на загородные дороги не менее чем по двум направлениям.
13.4.14. Проектирование внутренней транспортной сети населенного пункта должно обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и производственными зонами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы населенного пункта, а также наиболее короткую и удобную связь центра, жилых и производственных зон с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными портами и аэропортами.
13.4.15. Стоянки для автобусов, грузовых и легковых автомобилей, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные депо следует проектировать рассредоточенно и преимущественно на окраинах населенного пункта.
Помещения автостоянок зданий пожарных депо при проектировании должны обеспечивать размещение 100 процентов резерва основных пожарных машин.