РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 марта 2013 года N 59-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ"]
(в редакции распоряжений Правительства Республики Калмыкия от 20.12.2013 N 432-р, от 19.06.2014 N 191-р, от 22.04.2015 N 107-р, от 14.06.2016 N 209-р, от 22.12.2016 N 476-р, от 07.06.2017 N 189-р)
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р о плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения":
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Калмыкия" (далее - план).
2. Министерству здравоохранения Республики Калмыкия:
(в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 20.12.2013 N 432-р)
обеспечить реализацию плана;
представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты в Министерство здравоохранения Российской Федерации об исполнении плана.
3. Министерству финансов Республики Калмыкия при подготовке проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные планом.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
1 марта 2013 года
N 59-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ"
(в редакции распоряжений Правительства Республики Калмыкия от 18.06.2014 N 191-р, от 22.04.2015 N 107-р, от 14.06.2016 N 209-р, от 22.12.2016 N 476-р, от 07.06.2017 N 189-р)
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Калмыкия" (далее - "дорожная карта") является повышение качества оказания медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
В Республике Калмыкия в рамках реализации программы модернизации здравоохранения проведены организационные мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
К первому уровню, обеспечивающему население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью, относятся 8 районных больниц, в составе которых - 2 участковые больницы, 12 врачебных амбулаторий, 33 офиса врача общей практики (далее - офис ВОП), 88 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) и 2 фельдшерских пункта (далее - ФП). Жителям г. Элиста первичную медико-санитарную помощь, включая первичную специализированную медико-санитарную помощь, оказывают в городской детской и взрослой поликлиниках, женской консультации и республиканской стоматологической поликлинике.
Учреждения второго уровня представлены в республике пятью межмуниципальными медицинскими центрами. В данных учреждениях оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь, в том числе при неотложных состояниях.
К третьему уровню относятся 9 учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая 2 многопрофильные больницы, перинатальный центр, центр специализированных видов медицинской помощи, 4 диспансера и госпиталь ветеранов войн.
Следует отметить, что к региональным особенностям сложившейся структуры оказания медицинской помощи относится, то что многопрофильные больницы по сути являются одновременно и межмуниципальными медицинскими центрами для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи, в том числе при неотложных состояниях жителям г. Элисты и 4-х ближайших районов республики.
Сеть учреждений здравоохранения республики представлена 34 медицинскими организациями - юридическими лицами.
Амбулаторную помощь населению республики оказывают структурные подразделения 13 районных больниц, 2 поликлиники и женская консультация г. Элисты, республиканская стоматологическая поликлиника, а также консультативно-диагностические отделения двух многопрофильных больниц и поликлинические подразделения специализированных учреждений. Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений снизилась за пять лет на 22% и на начало 2014 г. составляет 5484 посещений в смену или 190,4 - на 10 тыс. населения.
Дневные стационары развернуты во всех муниципальных учреждениях здравоохранения. Обеспеченность населения койками дневного стационара, в т.ч. койки стационара на дому, составила на начало 2014 года - 27,6 на 10 тыс. населения.
Скорая медицинская помощь жителям республики оказывается городской станцией скорой медицинской помощи и 13 отделениями скорой медицинской помощи при районных больницах. Показатели работы скорой медицинской помощи остаются высокими и превышают общероссийские нормативы. При среднероссийском нормативе - 0,318 вызовов на 1 жителя в 2013 году по республике выполнено 0,36. Превышение норматива обусловлено недостаточно развитой системой оказания неотложной помощи и отсутствием в республике современных телемедицинских технологий.
Стационарную помощь жителям республики оказывают 22 больничных учреждения, из них 20 функционируют в учреждениях, имеющих в своем составе как стационарные, так и амбулаторно-поликлинические подразделения.
В результате проведенной поэтапной реструктуризации обеспеченность круглосуточными койками за пять лет снизилась на 22,5% и составила на начало 2014 года 88,0 на 10 тыс. населения, средняя занятость круглосуточных коек возросла с 303 в 2008 г. до 322 - в 2013 г., оборот койки увеличился на 6,6%, средняя длительность пребывания больного на койке составила 12,6 дня.
Нерешенной проблемой является отсутствие системы организации восстановительного лечения и реабилитации больных, а также паллиативной помощи. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы.
Структура лечебно-профилактических учреждений акушерства и гинекологии в республике включает 14 женских консультаций, 13 акушерских стационаров, в том числе родильных домов - 1, акушерских отделений районных больниц - 12, Центр планирования семьи и репродукции, 1 гинекологическое отделение в составе многопрофильной больницы. Развернуто 205 коек акушерского профиля и 139 коек гинекологического профиля.
Первичная медико-санитарная помощь в республике осуществляется в женских консультациях 13 районов республики, в БУ РК "Женская консультация", 33 офисах ВОП, 12 врачебных амбулаториях. Доврачебная медицинская помощь оказывается в 88 ФАПах и 2 ФП.
В республике организована трехуровневая система оказания акушерской помощи. С января 2013 г. функционируют отделения родовспоможения 2 уровня на базе Кетченеровской и Городовиковской районных больниц для оказания медицинской помощи женщинам низкого и среднего риска развития акушерской и перинатальной патологии. В рамках программы модернизации здравоохранения Республики Калмыкия после проведенного ремонта открыт Перинатальный центр на 140 коек. Центр полностью оснащен оборудованием в соответствии с федеральными стандартами, что позволяет на сегодняшний день своевременно оказывать квалифицированную специализированную медицинскую помощь беременным женщинам и новорожденным детям, в т.ч. недоношенным с экстремально низкой массой тела (III уровень учреждений).
В 2013 г. в учреждении III уровня (Перинатальном центре) было принято 70% от общего количества родов; в учреждениях II уровня (межрайонные акушерские отделения) - 22%; в учреждениях I уровня (центральные районные больницы) - 8% родов.
В результате централизации акушерской помощи беременным женщинам группы высокого риска в Перинатальном центре удалось избежать в 2013 году случаев материнской смертности.
В родовспомогательных учреждениях республики произошло 3816 родов. Доля преждевременных родов составила 6,2%, и выше аналогичного периода 2012 г. - на 1,6% за счет увеличения рождений детей с экстремально низкой массой тела. Количество детей, родившихся от 500-1000 гр. составило 11, что на 18,2% больше аналогичного периода 2012 г.
Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается в амбулаторных условиях и условиях дневных стационаров в 13 районных больницах и БУ РК "Детская поликлиника". В нее входят: доврачебная помощь, которая оказывается в 88 ФАПах и 2 ФП, первичная медико-санитарная помощь, осуществляемая в 9 врачебных амбулаториях, 33 офисах ОВП и БУ РК "Детская поликлиника" г. Элиста, первичная специализированная медико-санитарная помощь, оказываемая в детских консультациях при районных больницах, детской поликлинике г. Элиста.
Специализированная медицинская помощь детям оказывается в республиканской детской больнице, в детских отделениях специализированных медицинских учреждений республики.
БУ РК "Республиканская детская больница" является единственным в республике многопрофильным детским специализированным лечебно-профилактическим учреждением, где оказывается экстренная и плановая специализированная помощь детям.
Организация оказания медицинской помощи детям с онкологической и гематологической патологией в республике не соответствует утвержденному порядку. Для оказания специализированной онкологической помощи больные дети направляются в профильные отделения Республиканской детской больницы, с заболеваниями крови и кроветворных органов - в педиатрические отделения. При выявлении у ребенка медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения, дети направляются в федеральные учреждения.
В республике функционируют КУ РК "Дом ребенка (специализированный)", рассчитанный на 40 коек с круглосуточным пребыванием детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с рождения до 7 лет, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Элиста.
Результативность и эффективность деятельности системы здравоохранения обеспечивают медицинские кадры.
На 1 января 2014 г. в медицинских организациях Республики Калмыкия численность медицинских работников составила 4232 человек. Из общего количества медицинских работников - 318 врачей (24,7%) и 413 средних медицинских работников (14,0%) пенсионного возраста. Количество врачей за год увеличилось на 17 и составило 1289 человек. Но сохраняется тенденция к уменьшению количества средних медицинских работников, количество которых по сравнению с 2012 годом снизилось с 2994 чел. до 2943.
Показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 1,0 промилле - с 44,4 до 45,4 (в РФ - 41,6). Обеспеченность населения сельской местности врачами в 2013 году увеличилась на 0,8 промилле (2013 г. - 26,0, 2012 г. - 25,2).
В то же время показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшился на 0,8 промилле - с 104,4 в 2012 году до 103,6 в 2013 году (РФ-90,8).
Показатель укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами в 2013 году с коэффициентом совместительства составил 92,3%, что на 0,7% выше, чем в 2012 году, без коэффициента совместительства - на том же уровне - 61,5%.
Показатель укомплектованности медицинских организаций средним медицинским персоналом в 2013 году с коэффициентом совместительства составил 93,8%, что на 1,1% ниже, чем в 2012 году, без коэффициента совместительства - 70,8%, что на 0,8% ниже показателя 2012 г.
Эффективность проводимых мероприятий и дополнительных финансовых вливаний в отрасль подтверждается основными демографическими показателями.
Численность постоянного населения Республики Калмыкия на начало 2014 года, по данным Росстата, составила 282 021 чел. и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 2 119 человек, в основном, за счет миграционных процессов.
По итогам 2013 года естественный прирост населения снизился на 4% и составил 4,6 против 4,8 в 2012 году, но остается выше среднероссийского показателя (по РФ в 2013 году этот показатель составил +0,2).
Коэффициент рождаемости в 2013 году составил 14,5, что на 3,3% ниже показателя 2012 года, но на 9% превышает коэффициент рождаемости в среднем по Российской Федерации.
За период январь - декабрь 2013 года показатель общей смертности в Республике Калмыкия составил 9,9 на 1,0 тыс. населения, что на 1,1% ниже общей смертности населения за аналогичный период предыдущего года (в 2012 году этот показатель составлял 10,1 на 100,0 тыс. населения) и остается ниже среднероссийского уровня на 24,5% (РФ - 13,1).
Продолжительность жизни населения республики увеличилась с 69,0 лет в 2008 году до 71,7 лет - в 2013 году.
Для развития системы первичной медико-санитарной помощи планируется проведение следующих мероприятий:
обеспечение приоритета профилактической работы;
создание патронажной и реабилитационной служб, развитие системы "стационаров на дому", обеспечиваемых мобильными специально оснащенными патронажными бригадами;
совершенствование и расширение стационарозамещающих медицинских технологий;
оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного, внедрение порядков оказания медицинской помощи в части догоспитального ведения больных с разными видами патологии;
внедрение этапности медицинской помощи и разработанных маршрутов транспортировки больных на основе рационального распределения функций медицинских организаций в соответствии с уровнями;
совершенствование материально-технической и организационно-методической базы первичного звена здравоохранения;
увеличение объемов медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах;
развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров для первичного звена по вопросам медицинской профилактики и реабилитации;
разработка и внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе порядков и стандартов ее оказания.
Реализация мероприятий, направленных на развитие и совершенствование первичной медико-санитарной помощи до 2018 года, будет происходить поэтапно.
Первый этап - 2013 - 2015 годы:
развитие территориально-участкового принципа оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, в том числе в сельской местности, путем расширения сети фельдшерско-акушерских пунктов, организации офисов общей врачебной практики и комплексных участков, возложения функций оказания первой помощи на домовые хозяйства, отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения - на фельдшера, акушерку при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи;
создание системы оперативного учета медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров;
планирование развития сети лечебно-профилактических учреждений с их профилизацией, перераспределением кадров и лечебно-диагностических мощностей, формированием маршрутов движения больных, созданием системы поэтапной преемственной помощи;
доукомплектование учреждений амбулаторно-поликлинического уровня квалифицированными медицинскими кадрами (врачами и средним медицинским персоналом);
организация и проведение системы оздоровительных мероприятий, диспансеризации, скрининговых осмотров, вакцинаций, углубленных осмотров и др. на основе спланированной тарифной политики;
обеспечение профилактической помощи населению сельской местности с помощью формирования мобильных медицинских бригад, оснащенных необходимым лабораторным и инструментальным оборудованием;
проведение мониторинга распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курения, нерационального питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем) среди населения Республики Калмыкия.
Второй этап - 2016 - 2017 годы:
развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционной консультативно-диагностической деятельности;
дооснащение учреждений, совершенствование и расширение стационарозамещающих диагностических технологий;