ЗАКОН

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 марта 2015 года N 1830-01-ЗМО


О депутатском расследовании Мурманской областной Думы

(с изменениями на 30 мая 2022 года)

(в ред. Законов Мурманской области от 10.05.2016 N 1992-01-ЗМО, от 30.05.2022 N 2769-01-ЗМО)



Принят
Мурманской
областной Думой
19 февраля 2015 года



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


1. Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением Мурманской областной Думой (далее также - областная Дума, Дума) деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для Мурманской области.


2. Настоящим Законом устанавливаются основания для проведения депутатского расследования областной Думы (далее - депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.


3. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Мурманской области (за исключением мировых судей), должности государственной гражданской службы Мурманской области, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя органов государственной власти Мурманской области, иных государственных органов Мурманской области либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти Мурманской области и иных государственных органах Мурманской области, государственных учреждениях Мурманской области, государственных предприятиях Мурманской области.


(в ред. Закона Мурманской области от 10.05.2016 N 1992-01-ЗМО)


В случае если предметом депутатского расследования является осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области государственных полномочий, которыми указанные органы наделены законом Мурманской области в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностными лицами признаются также выборные должностные лица местного самоуправления, лица, замещающие должности муниципальной службы, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях в Мурманской области.



Статья 2. Цели и принципы депутатского расследования


1. Целями депутатского расследования являются:


1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации и Уставом Мурманской области прав и свобод человека и гражданина;


2) обеспечение областной Думой контроля деятельности Правительства Мурманской области и иных государственных органов Мурманской области, а также органов местного самоуправления (в части деятельности по осуществлению государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Мурманской области) по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;


3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.


2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.


3. Депутатское расследование, проводимое в соответствии с настоящим Законом, не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.



Статья 3. Правовая основа депутатского расследования


Депутатское расследование проводится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Мурманской области, настоящего Закона, иных законов Мурманской области и других нормативных правовых актов Мурманской области, правовых актов Мурманской областной Думы.



Статья 4. Предмет депутатского расследования


1. Депутатскому расследованию подлежат:


1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации и Уставом Мурманской области прав и свобод человека и гражданина на территории Мурманской области;


2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Мурманской области;


3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для Мурманской области.


2. Депутатскому расследованию не подлежат:


1) деятельность Губернатора Мурманской области;


2) деятельность суда;


3) деятельность федеральных государственных органов, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;


4) деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, за исключением деятельности по осуществлению государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Мурманской области.


3. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.


4. В случае принятия судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:


1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;


2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;


3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;


4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).


5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются депутатской комиссией Мурманской областной Думы по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования (далее - депутатская комиссия), без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.



Статья 5. Срок депутатского расследования


1. Срок депутатского расследования не может превышать один год со дня создания депутатской комиссии.


2. В соответствии с постановлением Мурманской областной Думы срок депутатского расследования может быть продлен на основании мотивированного представления комиссии.


В случае если проект постановления Мурманской областной Думы о продлении срока депутатского расследования не набрал необходимого для его принятия числа голосов депутатов Думы, комиссия завершает свою работу в порядке, установленном настоящим Законом.


3. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Думы соответствующего созыва.



Статья 6. Основания для возбуждения депутатского расследования


Основаниями для возбуждения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Думы и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.



Статья 7. Инициатива возбуждения депутатского расследования


1. При наличии фактов и обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, группа депутатов Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы направляет Председателю областной Думы письменное обращение о возбуждении депутатского расследования.


2. В обращении о возбуждении депутатского расследования должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Законом.


3. Инициатива возбуждения депутатского расследования не может быть выдвинута и депутатская комиссия не может быть создана в течение последних четырех месяцев полномочий Губернатора Мурманской области или областной Думы.



Статья 8. Порядок принятия решения о возбуждении депутатского расследования


1. Вопрос о возбуждении депутатского расследования и о создании комиссии рассматривается на очередном заседании областной Думы.


2. Для рассмотрения вопроса о возбуждении депутатского расследования и о создании депутатской комиссии может быть созвано внеочередное заседание областной Думы.


3. Решение о возбуждении депутатского расследования принимается тайным голосованием в соответствии с Регламентом Мурманской областной Думы.


Решение о возбуждении депутатского расследования и о составе депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных установленного числа депутатов Думы, и оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования.


(в ред. Закона Мурманской области от 30.05.2022 N 2769-01-ЗМО)



Статья 9. Порядок формирования депутатской комиссии


1. При принятии решения о возбуждении депутатского расследования Дума формирует депутатскую комиссию, состоящую из депутатов Думы.


2. В состав депутатской комиссии включаются представители от каждого депутатского объединения (фракции), каждой постоянной депутатской группы в Думе. Отказ депутатского объединения (фракции), постоянной депутатской группы в Думе от направления своих представителей в состав депутатской комиссии не является препятствием для ее создания. По решению Думы в состав комиссии могут быть включены депутаты Думы, не входящие в депутатские объединения (фракции), постоянные депутатские группы Думы.


3. Депутатская комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.



Статья 10. Требования, предъявляемые к членам депутатской комиссии


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»