Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. В Концепции сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания.
Правовую основу Концепции составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795 "Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года", Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях", Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, Областной закон от 25.12.2014 N 309-ЗС "О государственной молодежной политике в Ростовской области".
Основные понятия, используемые в настоящей Концепции:
патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Это: сформировавшаяся позиция преданности стране и солидарности с ее народом, сознательная и добровольно принимаемая позиция граждан;
гражданственность - это сформировавшаяся система знаний и отношений личности к себе, как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющая ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде. Гражданственность, как совокупность взглядов, оценок, принципов, позиций выражается в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств права и интересы личности;
общероссийская гражданская идентичность - это солидарность, гражданское единство, осознание своей принадлежности к российскому народу, общей истории, культуре и российской государственности;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации молодежи на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
гражданское воспитание - целенаправленная деятельность по формированию гражданственности, как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Включает формирование социально-политической компетентности, политической, правовой демократической культуры личности, четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, ориентацию на приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями;
патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Основой формирования патриотического самосознания становится идентичность со всей российской многонациональной культурой, со своей национальной культурой, традициями своих предков, родителей. При этом в системе патриотического воспитания любовь и уважение к своей стране должны соседствовать с уважением к другим народам и странам;
духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия молодежью базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения;
военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства преданности к Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, способности к его вооруженной защите, знаний о военной истории, военной службе, гордости за отечественное оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций;
историко-краеведческое воспитание - познание историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, истории и традиций Ростовской области, на понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народностей - жителей Ростовской области, на изучение героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
система гражданского и патриотического воспитания - это совокупность субъектов и объектов гражданского и патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию гражданственности, патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.